Полет выход в открытый космос. Первый выход Леонова в открытый космос: история освоения. Приземлились в глухой тайге

В данной статье мы узнаем, с кем летал Леонов в космос , как подбирали напарников и как прошел старт корабля и выход за его пределы человека.

Космический корабль "Восход-2" успешно стартовал 18 марта 1965 года.
На борту космического корабля находился экипаж из 2-х человек: с и майора Павла Ивановича Беляева – командира корабля.

Именно Павел Беляев совместно с Леоновым совершил тот полет в космос.
Павел Иванович Беляев был рожден в 1925 году и на момент запуска корабля Восход-2 был самым возрастным участником отряда космонавтов. Павел Беляев был опытным летчиком, участвовал в советско-японской войне 1945 года.
Напарники Леонов и Беляев подбирались исходя из психологической совместимости. Если Леонов отличался смелостью и решительностью, то Беляев был крайне спокоен и мог принимать взвешенные решения в сложных ситуациях. Это во многом и определило, кто примет участие в полете.
После того, как корабль вышел на орбиту, космонавты Леонов и Беляев приступили к выполнению задания.
Леонов покинул корабль через шлюз и вышел в открытый космос впервые в истории.
Далее все шло не совсем гладко.
Из-за сильной разницы давлений скафандр сильно раздуло, это сковало движения космонавта и возникли сложности с возвращением на корабль. Леонов не мог полноценно двигаться и попытки войти в шлюзовую камеру вперед ногами, как это было запланировано, не увенчались успехом. Пришлось войти в шлюз вперед головой, а после изворачиваться в нем, чтобы закрыть люк.
Для решения проблем космонавт был вынужден самостоятельно принять крайне рискованное решение спустить давление в скафандре. Это могло закончиться для Леонова мгновенной смертью из-за «кессоной болезни», но к счастью космонавт остался жив.
После возвращения Леонова на корабль, проблемы не закончились. Когда корабль нужно было возвращать на Землю не сработала система автоматической ориентации. Павлу Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль для схода с орбиты и посадки. До этого полета еще никто не управлял кораблем вручную.
В ходе ориентации выяснилось, что место командира расположено неудачно. Беляев просто не видел куда ориентирует корабль. Поэтому пришлось покидать место командира.
В результате данных операций центр массы корабля сместился и ориентация сбилась. В итоге стало неясно, где приземляться Леонов и Беляев .
О том, где и как приземлились космонавты Леонов и Беляев мы расскажем в следующей статье.

В марте 2015 года отмечалась весьма важная в истории России дата: 50 лет назад был совершен выход Леонова в открытый космос. Дата выхода известна каждому школьнику: 18 марта 1965 года доблестный летчик-герой Советского Союза Алексей Леонов стал который оказался в открытом безвоздушном пространстве. Выход Леонова в открытый космос был совсем недолгим. Но все равно это был настоящий подвиг.

Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2". Он значительно отличался от гагаринского "Восхода-1": в нем располагалась уже пара мест для пилотов, к тому же он был оснащен камерой "Волга", которая надувалась во время космического полета.

Экипаж корабля состоял всего лишь из двух человек. Командир аппарата тоже в то время часто мелькал в прессе. Это был а пилотом назначили Алексея Леонова. Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут". Именно он и подведет космонавта в самый неподходящий момент.

Выход Леонова в открытый космос - дата весьма известная: старт производился с Байконура в десять утра по московскому времени. Дело было очень рискованное, космонавтам необходимо было уже на втором витке полета выйти в космос. Как раз в это время под аппаратом раскинулись пески Сахары. Уже в половину двенадцатого утра Леонов побывал в открытом космическом пространстве.

Сложности в полете

Связан с летательным аппаратом Леонов был весьма крепко, все было просчитано до мелочей, длина троса составляла пять метров. Пять раз космонавт приближался и отдалялся от корабля за время пребывания в вакууме. Опасность стала ощущаться практически с первой минуты: от сильного давления скафандр раздуло. Когда пришло время возвращаться обратно, Леонову пришлось нарушить два пункта строгих инструкций с Земли. Из-за габаритов он снизил давление внутри скафандра и проник на корабль вперед головой, а не ногами.

Но на этом страшные злоключения, к сожалению, не завершились. Из-за перепада температур прямо в обшивке люка образовалась довольно крупная расщелина, которая могла привести к разгерметизации корабля и гибели космонавтов. Автоматические системы "Восхода-2" в это же время сработали на увеличение подачи массы кислорода, поэтому все могло закончиться взрывом. Преодолеть проблемы удалось лишь через семь часов, только тогда пилоты смогли почувствовать себя в безопасности.

А перед выходом легендарный космонавт чуть не забыл закрепить страховочный трос. Беляев случайно подметил это и еле успел спасти напарника. Если бы не этот факт, то тело Леонова до сих пор находилось бы на орбите планеты.

1965-й, когда совершился выход Леонова в открытый космос, - год для СССР очень знаменательный, поэтому права на ошибку у космонавтов не было.

Посадка

«Восход-2» сделал целых девятнадцать витков вокруг Земли, прежде чем опустился на твердую поверхность планеты. Представьте только: расчеты не соотносились с действительностью, поэтому посадка произошла совсем не там, где изначально планировалось. Двести километров от города Пермь, в холодной и неприветливой безлюдной тайге, вдали от цивилизации и сели пилоты. Целых два дня космонавты ожидали спасения, позже их отправили в Пермь, а оттуда самолетом снова к Байконуру.

Работа над ошибками

Леонов очень часто и сейчас вспоминает свой полет: во многих интервью он говорил, что ошибок было крайне много, что их можно было избежать и что во многом лишь счастливое стечение обстоятельств помогло ему и его товарищу выжить.

Вот представьте только: скафандр испытан практически не был, так как на Земле должные испытательные условия создать было почти невозможно, в основе его разработок лежали только лишь расчеты. Но ведь этого было мало, вот скафандр-то первым и подвел.

Высота полета оказалась весомо больше, чем изначально планировалось. Еще несколько десятков метров выше - и космонавты получили бы сильное радиоактивное облучение. Причину этого факта выявить даже после полета не удалось.

Непередаваемые ощущения

Когда легендарный космонавт был уже в скафандре и все было готово к важному событию, каким должен был стать выход Леонова в открытый космос, разрешения всё не давали. Леонов томился в ожидании, пока не услышал голос с Земли. Это самолично Гагарин общался с Леоновым, он дал разрешение, и Алексей Архипович рванулся к люку.

А потом была тишина и звук дыхания и биения сердца, которые передавались сигналом на Землю. Казалось бы, полет должен был взволновать Леонова, но эта безмятежная тишина лишь успокаивала, дыхание было ровным.

Первый выход в открытый космос длился недолго, но отпечатался в памяти космонавта навсегда. Когда Леонов вышел в открытый космос, дата выхода публиковалась во всех мировых газетах. Поэтому этот полет запомнился буквально всем его современникам.

Удивляло в небе все: и то, что Земля и вправду шар, хоть Леонов это и знал, но все равно поражался увиденному; и то, что звезд на небе просто немерено; и то, что все они такие яркие, а космос совсем черный, ну просто непроглядный. А Солнце, будто вмонтированное в небосвод, источало огромный жар и очень яркий свет.

Скафандр

А теперь постарайтесь представить, как же тяжело было работать и находиться в скафандре. Чтобы только сжать кулак в открытом космосе, приходилось прилагать усилия, равные поднятию двадцати пяти килограммов на Земле. И это одной рукой! Земные тренировки Леонова, направленные на то, чтобы он в дальнейшем смог справиться с заданием, были крайне тяжелыми. Ему приходилось ежедневно поднимать штангу в девяносто килограммов. Меньше было нельзя - тогда бы не справился с задачей. И это помимо иных изнурительных ежедневных тренировок.

Опыт Леонова показал, что пребывание человека в космическом пространстве возможно, к тому же все недочеты и ошибки были учтены для дальнейших полетов. И скафандр Алексея Архиповича был взят за основу для будущих разработок. Очень многие современные космонавты работают, основываясь на том опыте, что когда-то получил Леонов.

Опыт Леонова неоценим…

Воспоминания российского космонавта Фёдора Юрчихина, совершившего несколько подобных полетов, а также побывавшего в совокупности один час в космосе, наполнены благодарностью Леонову и опыту, полученному им. Теперь уже космические скафандры создаются таким образом, что пилот может несколько часов спокойно провести в безвоздушном пространстве. А точнее, около семи часов. Есть подробный инструктаж, который проходят перед полетами все современные космонавты. В первый час им необходимо как можно меньше смотреть на Землю, так как этот вид очень завораживает и отвлекает. Именно в первый час лучше и выполнить спокойно главную часть работы, а потом уже можно и полюбоваться видом. А в основе всех данных инструкций лежит опыт Алексея Леонова.

Первый выход Леонова в открытый космос был делом государственной важности. Его скафандр носил гордое имя «Беркут», а чтобы космонавт смог тренироваться, макет всего космического корабля был установлен в полную величину на борту настоящего советского самолета.

Леонов выход в открытый космос осуществил впервые. И немногим известно, что он мог погибнуть еще из-за одной оплошности - уже своей собственной. Очень страшно представить, но вследствие долгого ожидания приказа Леонов по рассеянности чуть не забыл пристегнуть страховку к скафандру. Его напарник и по совместительству командующий еле успел схватить пилота за ногу и пристегнуть. Если бы этого не случилось, то Леонов бы умер.

К тому же когда он заходил в корабль, выполнив свою главную задачу, то ногами задел баллоны, необходимые для жизнеобеспечения. Все и правда могло закончиться плачевно. Столько ошибок, но ни одна не привела к страшным последствиям. Ох, и удачливый же подобрался экипаж!

Работа в космосе - дело рискованное

Через некоторое время после подвига Леонова его полет смогли повторить уже американские пилоты, тоже побывавшие на орбите и в открытом космосе. Вот только Леонов-то был первым, и как бы американцы ни старались, а им с Земли пришлось наблюдать за советским летчиком-пионером в деле освоения

Работа в космосе только кажется романтичной и прекрасной, на самом деле это постоянная опасность и колоссальные затраты сил. Все пилоты космических кораблей в один голос говорят именно об этом. И потому-то всех, кто того захочет, в космонавты не берут. Здоровье для этой работы должно быть отменным.

А еще она требует постоянной концентрации и сосредоточенности: отвлечешься буквально на секунду - и все… Случиться может все что угодно. Например, такой форс-мажор, как тогда, когда совершил Леонов выход в открытый космос: давление резко возросло, скафандр раздуло. Именно поэтому сейчас существуют очень строгие и четкие инструктажи для космических пилотов, где даются рекомендации относительно поведения в самых разных ситуациях.

Коллеги

Интересен рассказ и другого космонавта - С. К. Крикалева, продолжателя дела Леонова. Этот человек - абсолютный мировой рекордсмен по количеству проведенных на земной орбите часов. Его стаж - восемьсот три дня.

Во многих интервью он рассказывал о том, что однажды у его напарника отказала система охлаждения в скафандре. А выходят и работают сейчас космонавты всегда как минимум вдвоем. Пришлось ему, потратив много времени на спасение своего товарища, выполнять все задание самостоятельно, еще и в короткие сроки.

А еще однажды у его напарника стекло скафандра полностью запотело, он ровно ничего не мог видеть. Но такие ситуации досконально отрабатываются еще на земных космодромах, поэтому с работой коллеги справились на тот момент мастерски, все закончилось хорошо. А вот Леонов-то выходил на орбиту совсем один, без подстраховки. До сих пор просто поразительно осознавать, насколько тяжело было этому человеку.

Тренировки

Подготовиться к тем эмоциям и физическим ощущениям, которые человек испытывает при попадании в открытый космос, на Земле практически невозможно. Первый выход Леонова в открытый космос был делом ответственным. Тренировки были просто необходимы. Они длятся у будущих космонавтов целый день и проводятся на специальных тренажерах, которые создают условия, сходные с космическими. Есть, например, гидротренажеры, которые способны создать невесомость. А есть и те, что полностью имитируют обстановку космического корабля и условия проживания в нем. Нагрузки это огромные. За здоровьем пилотов внимательнейшим образом следят квалифицированные врачи, за питанием и режимом дня - тоже.

Конечно же, в полете пилоты ни минуты не отдыхают. Помимо ремонтных работ, космонавты постоянно заняты Поэтому космонавт - это не только физически сильный и здоровый человек, но еще и квалифицированный специалист в различных областях науки.

Именно космические экспедиции позволили доказать, что жизнь в космосе возможна. Бактерии выживают прекрасно и за бортом корабля, как и личинки комаров, которые были на одной из космических станций помещены на долгое время в вакуум. Часто космонавты берут с собой в полет икру рыбы, растения и личинки насекомых, чтобы посмотреть на то, что будет с ними в космосе. Космонавты проводят в течение каждого полета огромное количество экспериментов, результаты которых ученые с нетерпением ожидают на Земле.

А еще многие из космических пилотов утверждают, что у космоса имеется свой запах. Его тяжело ощутить, но он есть. Он более всего похож на разряженный воздух после грозы, наполненный свежестью. И это мнение очень многих. Наверное, и Леонов тоже его ощущал.

Земля

Разница давления послужила причиной того, что легендарный советский космонавт чуть не погиб. Когда Леонов вышел в открытый космос, он понимал, что в люк пролезть обратно будет очень проблематично. А запас воздуха все истощался, решение было просто необходимо сию же секунду. Выход Леонова в открытый космос сопровождался многими ошибками, но все же закончился успешно, как нам уже известно.

Сейчас Алексей Архипович может уже рассказать всю правду о полете. Земля встретила его не так уж приветливо. Неверные расчеты, многие ошибки во время полета привели и к незапланированному, неожиданному месту посадки.

Самое интересное, что в то время, наверное, чтобы поддержать престиж партии и советских ученых, во всех средствах массовой информации говорилось, что полет прошел успешно, а космонавты отдыхают и набираются сил для новых свершений недалеко от Перми на даче. Дачи у Леонова там и по сей день нет, ну и, конечно же, никакой дачи они там и в помине не увидели. Не на даче, а в тайге, в лесу, заваленном снегом, по соседству со многими опасными животными находились оба пилота. Нашли их лишь через двое суток, им пришлось своими силами пройти целых девять километров на лыжах. Если бы не изнурительные тренировки перед полетом, то не факт, что это бы у них получилось. После их перевезли в Пермь, а затем и на Байконур для того, чтобы космонавты продолжили тренироваться.

Таких людей, которые не пожалеют своей жизни и сил ради блага и престижа своего государства, очень мало. Когда Леонов вышел в открытый космос, дата эта запомнилась очень многим. И помнят этот героический подвиг граждане нашей страны и по сей день.

Перед премьерой кино «Время первых» наш знаменитый земляк признался, что только теперь, увидев себя на экране за бортом космического корабля, испытал страх.

Художественный фильм «Время первых» основан на настоящих событиях. Он о полете Павла Беляева и Алексея Леонова 18-19 марта 1965 года и о выходе первого в мире человека в открытый космос.

И сегодня, в День космонавтики, «Кузбасс» рассказывает о том, что осталось за кадром идущей в стране кинопремьеры, листая бортовой журнал, который вел на съемках главный консультант Алексей Архипович Леонов.

Пожелтевшие, под старину, листы бортового журнала отпечатаны на старой печатной машинке. В них герой-космонавт вместил всё: прошлое и настоящее, отчеты про полёт и как сняли его сейчас в кино, мысли свои и чужие…

Но давайте по порядку. 52 года назад, 18 марта в половине четвертого дня (по кузбасскому времени) Леонов, открыв шлюз, вышел наружу. И, пристегнутый тросом к кораблю, зашагал по вечности, пролетая над Черным морем, над родной Листвянкой в Тисульском районе. А над Якутией – уже возвращаясь в корабль, задвигая люк шлюза.

Первый землянин был среди звезд всего 12 минут 9 секунд. Мог прямо в открытом космосе погибнуть из-за серии непредвиденных ЧП. Потом они с Беляевым едва не сгорели в корабле и выжили героически. Потом едва не ушли мимо Земли при ручном спуске. Потом чудом не погибли в тайге после посадки… И страна уже хотела объявить, сворачивая поиск, что космонавты разбились… Но их нашли. И это был триумф СССР!

– В том полете-посадке было 12 технических неполадок, смертельных, – волнуясь, рассказывала мне в 2008-м, в последнем интервью сестра космонавта, кемеровчанка Раиса Ганичева. – Но в советские годы говорить об этом было нельзя. Официально полет прошел прекрасно.

«Семь нештатных ситуаций, три или четыре – смертельно опасные, выдает окончательную правду последний бортовой журнал Леонова. В этой миссии всё, что только можно, пошло не так».

«Уже на восьмой минуте в открытом космосе я почувствовал, что фаланги пальцев рук вышли из перчаток. Ступни ног свободно болтались в сапогах. Началась деформация ск афандра».

«Чтобы вернуться в корабль… необходимо было руками в не сгибающихся перчатках смотать пятиметровый фал, но, даже сумев это проделать, не смог бы войти в шлюз в раздувшемся костюме. Тогда вопреки всем инструкциям и с риском для жизни… стравил давление в скафандре ». И с огромным трудом протиснулся в шлюз, и непонятно как закрыл дверь…

Актер Евгений Миронов на съемках, несмотря на тренировки (вместе с Константином Хабенским, игравшим Беляева, он провел 4000 часов на тренажерах по программе, близкой к предполетной подготовке), не смог повторить всё за Леоновым. И оставил запись в бортовом журнале:

«Никогда прежде на съемках у меня не было таких нагрузок, зато я действительно представил себе, что чувствовал Алексей Архипович. Я надевал скафандр, идентичный тому, в котором Леонов выходил в космос… Когда у Леонова в открытом космосе раздуло скафандр, движения рук оказались скованными. Он смог вернуться на корабль только головой вперёд, вопреки инструкции, теперь я понимаю, почему он так сделал. А вот как он смог сделать кувырок в шлюзе диаметром 100 см, чтобы закрыть его, я не понимаю до сих пор. Это была нечеловеческая нагрузка…»

Совершить кувырок в трубе шлюза у актера на съемках не вышло. Но зрители ничего не заметили. Операторы сработали отлично.

Невесомость

Точных копий корабля «Восход-2» съемочная группа построила две, как и две посадочные капсулы.

Они были «в соответствии с историческими реалиями. Для интерьерных съемок собрали подвижный макет «Восхода-2», который мог наклоняться, вращаться и трансформироваться. Мы сделали несколько 3D-моделей. Большой проблемой стали размеры корабля – он был настолько маленьким, что снять происходящее внутри оказалось в принципе невозможным», – записал в бортовом журнале оператор Владимир Башта.

«Мы построили макет, разделенный на шесть частей, наподобие долек апельсина. Каждая из них двигалась на своих рельсах, так что камера могла влететь через один лепесток, совершить полный облёт героев и выйти через противоположный», – добавил режиссёр Дмитрий Киселёв.

А вместо Солнца светил огромный прожектор весом 50 кг. При вращении корабля вращался и он на тросах.

В условиях настоящей невесомости актеров не снимали. «Для имитации невесомости… была разработана сложная система кранов и подъемников». Спецэффекты разрабатывались за полтора года до съемок. И самые крутые сцены в невесомости смотрелись как реальные потому, что были созданы «цифровые дублеры» актеров. Их «отсканировали» на круговой установке из 80 фотоаппаратов. Эта одна из новых технологий в нашем кино.

Мороз

Посадку снимали в месте реального приземления космонавтов. И многие члены группы подтвердили: до сих пор там, в тайге на Урале, глухомань. Снимали при минус 35. Каждый раз добирались на место с большими трудностями, с помощью скалолазного снаряжения.

– А в 1965-м мороз был минус 21, и Лёня, и командир очень мёрзли. Воды в скафандрах было по пояс, это пот: так тяжело дался полет и посадка. Снег снаружи – по грудь и больше. Лёня грудью протаранил этот снег, пролез к березке, наломал сучков, разжег костер… Господи, и как только выжил, – вспоминала сестра Леонова Раиса Архиповна. – Он выжил только потому, что сибиряк!

Кстати, еще в детстве Леонов однажды так же чудом выжил в мороз в лесу.

– Ему лет десять было, пошел за ёлкой на Новый год, мы в Кемерове жили. Срубил ёлку, повез домой, и тут поднялся буран. Окраина, дома уж и близко, и не видно их. Но увидел большую трубу, валявшуюся на снегу. Залез в нее с ёлкой, укрылся от бурана. Отец, придя вечером с работы, поднял всех искать и нашел нашего Лёню в трубе, – гордилась сестра…

Кстати, народному мнению о морозоустойчивости сибиряков ученые недавно нашли подтверждение. Как пояснили «Кузбассу» в Институте цитологии и генетики СО РАН, сейчас идет изучение генов холодовой устойчивости, и оказалось, что на севере Сибири жители менее чувствительны к холоду, на юге Сибири – более. То есть якутам холод не так страшен, как алтайцам. А, например, в Кузбассе, в Шории показатели средние.

Хотя всё равно случай, как продержались космонавты Беляев и Леонов в те годы, в тех условиях, на морозе двое с половиной суток в ожидании спасателей, ученые до сих пор считают уникальным.

Пора!

Но почему это кино сняли только сейчас? Не в советские ровные 1970-е? Не в голодные, перевернувшиеся 1990-е? Не в начале коммерческих 2000-х? Так думала я в зале «Кузбасскино» на первом показе «Времени первых» 5 апреля, слыша первые хлопки сзади, подхваченные рядами. Кадеты, лицеисты вставали резко, неловко, по внутреннему зову. И уже в аплодисментах уважения гас экран. И мы удивлялись, как в фильме сильны краски и звуки 1960-х и всё же фильм современный. Вспоминали, что Леонову во время полета было 30, а сейчас – 81. Что он по-прежнему бодр, и ему не до покоя. Потому что с детства и всю жизнь говорил: «Я потолка не вижу, только небо и звёзды…»

И на встречах по миру он годами пытался зажечь эти звёзды в людях рассказами о пережитом-увиденном за два своих космических полета. А еще картинами о космосе (ведь Леонов – художник) пытался он разжечь этот жар.

Но только 3D-кино, и наш с ним первый 3D-выход в космос – ликующий и драматичный, с мечтой и мужеством, победившими всё, – зажгли в зале мечту: встать и идти следом. Значит, время пришло.

Цитата

«В фильме есть моменты, когда даже мне страшно. В жизни я выполнял задачу, не сильно задумываясь об опасности».

Алексей Леонов

(запись в бортовом журнале со съемок кино «Время первых») .

Экспресс-опрос

О чем фильм?

Оскар Онгемах и Никита Векушкин, первокурсники Губернаторской кадетской школы-интерната МЧС:

– Очень хороший фильм. Он о начале нашей космонавтики и первых космонавтах, про них важно помнить… И еще фильм про то, что русские никогда не сдаются – благодаря товарищеской взаимопомощи и дружбе… Это и есть главное – выполнить задачу и вернуться к семье.

Настя Халипа, ученица 10«Б» класса Губернаторского многопрофильного лицея:

– О мечте. Я тоже думала о космонавтике, занималась спортом. Но медкомиссия запретила. Теперь хочу получить земную профессию, связанную с космосом… Еще фильм берет за душу воспоминаниями о детстве Леонова. Я даже в одном месте плакала…

Владимир Дружинин, доктор биологических наук, профессор КемГУ:

– Фильм о том, что время первых – время всегда. Бороться с трудностями – природа человека…

О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советское время не распространялись

О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советское время не распространялись.

Вышедший незадолго до Дня космонавтики фильм "Время первых" с Евгением Мироновым в главной роли быстро стал лидером проката. Еще бы, кинематографисты выбрали беспроигрышную тему - драматичную и героическую историю первого выхода человека в открытый космос. Тогда, в марте 1965 года, Алексей Леонов по возвращении на Землю доложил, что полет прошел успешно. Однако спустя пятьдесят с лишним лет можно признать: советский летчик-космонавт имел все шансы в буквальном смысле сгореть в гонке с американцами, так много было сбоев и опасностей.

В утробе Вселенной

Изначально предполагалось, что Алексей Леонов отправится на орбиту и совершит первый в истории человечества выход в открытый космос в рамках миссии "Восток-11", на таком же корабле, на котором летали Юрий Гагарин , Валентина Терешкова и Герман Титов . Однако подготовка затянулась. Судьбоносный старт произошел спустя полтора года после запланированной даты, 18 марта 1965 года. Напарником Леонова и командиром корабля стал Павел Беляев .

На корабле "Восход", который сменил "Востоки", была установлена шлюзовая камера цилиндрической формы. Три изолированные надувные секции должны были выполнить свое предназначение, даже если две из них вышли бы из строя. Обеспечить нормальную жизнедеятельность космонавта в открытом космосе должен был скафандр "Беркут" весом 20 кг и идущий с ним в комплекте ранец весом 21 кг. На корабле было два скафандра, чтобы командир при необходимости мог оказать помощь тому, кто вышел в космическое пространство. Также предполагалось, что, если шлюз не отстрелится автоматически перед возвращением на Землю, космонавты в скафандрах высунутся в люк и обрежут его вручную.

Алексей Леонов вплыл в шлюзовую камеру, когда корабль находился на втором витке. Шаг за борт "Восхода" произошел в 11 часов 34 минуты 51 секунду. С кораблем его соединяла «пуповина» длиной около 5,5 метров. За 23 минуты космонавт пять раз отходил от люка и возвращался к нему, занимаясь наблюдениями и экспериментами, а Беляев следил за напарником с помощью телекамеры и телеметрического оборудования.

Семь потов

Тренировки в барокамере на Земле проходили успешно, а вот на орбите дали о себе знать конструкторские недоработки. Из-за разницы давлений скафандр сильно раздулся и не давал нормально двигаться. Космонавт решил было связаться с Центром управления полетами и запросить инструкций, но подумал, что в этот момент он - единственный человек на Земле, когда-либо сталкивавшийся с подобной проблемой, и решать ее придется самостоятельно. Чтобы вернуться в шлюз, Алексей Леонов с ювелирной осторожностью стравил давление до аварийного и буквально протиснулся в люк.

Еще одной проблемой стала невозможность согнуть ноги без опоры и попасть в обрез люка. Из-за этого, вопреки инструкции, Леонов протиснулся в шлюз не ногами, а головой вперед. Внутри ему пришлось разворачиваться, так как крышка внутреннего люка открывалась внутрь и "съедала" треть объема.

КСТАТИ: На съемках фильма "Время первых" были построены точные макеты космического корабля, на котором был совершен исторический полет. Исполнитель главной роли Евгений Миронов, которого консультировал Алексей Леонов, решил повторить его трюк и развернуться в цилиндрическом шлюзе диаметром один метр, будучи облаченным в скафандр с шириной в плечах в 68 см. Как ни старался актер, но, в отличие от своего героя, кувыркнуться ему не удалось.

Оказавшись в отсеке, космонавт снова нарушил инструкции, открыв шлем до того, как завершилась проверка герметичности. Сделал это Леонов из-за того, что пот заливал ему глаза. Дело в том, что конструкторы поместили светофильтр на внутреннюю сторону шлема, и он очень сильно нагревался. Сейчас такие защитные фильтры устанавливают только на внешней стороне.

Полет завершился на лыжах

Только адреналин в крови прогорел, как возникли новые нештатные ситуации. При возвращении на Землю не сработала система ориентации на Солнце, и тормозная двигательная установка не включилась. Посадка должна была автоматически начаться на 17-м витке, но программа отказала. Леонову и Беляеву нужно было идти на восемнадцатый виток и выводить "Восход" на посадку в ручном режиме. Тут выяснилось, что пристегнутым в кресле космонавтам невозможно заглянуть в иллюминатор и сориентироваться по положению к Земле. Это привело к потере точности.

Во время снижения космонавтам пришлось испытать на себе перегрузку в 10G, а это предел человеческих возможностей. Дело в том, что орбитальный модуль при спуске не отделился от посадочного, как задумывалось. Капсула с Беляевым и Леоновым начала бешено вращаться. Стабилизировать ее движение удалось только после того, как сгорел кабель, соединяющий модули.

Все передряги привели к тому, что посадка состоялась далеко от расчетного места - в глухом лесу почти в 200 километрах к северу от Перми. Космонавты ночевали в тайге при 30-градусном морозе, отогреваясь у костра. Когда их обнаружили, спасатели десантировались в мелколесье в нескольких километрах от экипажа и расчистили посадочную площадку. Леонову и Беляеву пришлось еще пробежаться на лыжах до вертолета. 21 марта они прибыли в Пермь и официально доложили о завершении полета.

КСТАТИ: В мае 2017 года дважды Герою Советского Союза Алексею Леонову исполнится 83 года. Он много времени уделяет рисованию, создает портреты своих коллег и пейзажи. Недавно его уникальная работа, рисунок, созданный на борту корабля "Восход", стал центром экспозиции в лондонском Музее науки вместе с сотнями артефактов, посвященных космонавтике.

Бывший напарник Леонова, герой Великой Отечественной войны и участник войны с Японией Павел Беляев, после возвращения на Землю продолжал готовиться к новым космическим полетам. Он собирался участвовать в облете Луны, однако был отстранен по состоянию здоровья и стал старшим инструктором в отряде космонавтов. Скончался в 1970 году после продолжительной болезни.

Алексей Леонов, первый человек в открытом космосе, и Нил Армстронг, первый человек на Луне

Уходят Первые, легендарные…

И каждый раз отрывается кусочек сердца, и уже не хватает его, чтобы заглушить боль, отправить ее в прошлое — нет, это теперь невозможно, потому что восполнить близких тебе людей даже Богу (если он есть!?) не по силам…

Не стало Алексея Леонова…

Память высвечивает фрагменты прошлого, где Алексей хмурится, улыбается, вопрошает, подшучивает и говорит совершенно серьезно…

Вот сталкиваемся мы у дверей телестудии.

— И ты меня будешь расспрашивать? — интересуется Алексей.

— Коллеги попросили…

— Но тебе же все известно!?

— Значит, тебе не придется что-то придумывать — сразу разоблачу…

— Бескрылый ты человек! — отрезает Алесей. — Лучше скажи: нуждаешься ли ты, надо ли помочь?

Он обязательно задает этот вопрос при каждой встрече, потому что всегда готов прийти на помощь, готов поддержать товарища. Не только меня — каждого, с кем свела его судьба. Это я знаю не понаслышке.

Память высвечивает мгновения жизни…


Алексей Леонов. Фото: Юрий Батурин / «Новая газета»

Она хранит многое. И мы погружаемся в те дни, которые изменили не только их с Павлом Беляевым судьбу, но и всю историю космонавтики. Я имею в виду первый выход человека в открытый космос.

«Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо…» — захлебывался ТАСС, а скафандр раздувался, и Алексею пришлось стравливать давление, чтобы вернуться в шлюз, — тут уж не имело значения, головой или ногами, лишь бы вернуться.

И он это сделал, хотя шансов навсегда остаться в том «открытом космическом пространстве», к которому он так стремился, было больше, чем при благополучном исходе. Леонов всегда вспоминал об этих минутах с улыбкой, а я каждый раз, слушая его рассказ, вздрагивал от ужаса, потому что нам было известно, что командиру корабля предписывалось в случае непредвиденного развития событий «отстрелить» запутавшегося в пространстве космонавта от аппарата. Понятно, что Павел никогда бы этого не сделал, но инструкции пишутся в космосе для исхода из всех событий, включая трагические…

Кстати, впервые Алексей «вышел в космос» в тот день, когда на Байконур прилетел Никита Хрущев. Главе государства продемонстрировали не только пуски боевых ракет, но и космонавта в скафандре, который сначала вышел из «Восхода», а потом вернулся в корабль.

Леонова (он демонстрировал свое мастерство) подвесили на кране, и он «сыграл свою главную роль в этом спектакле».

Хрущев аплодировал, он не только любил всевозможные «космические игрушки», но и тут же требовал их осуществления. Так случилось и на этот раз: был подписан документ об эксперименте по выходу человека в открытый космос сразу после полета трех космонавтов на «Восходе». Комарова, Феоктистова и Егорова в полет отправил Хрущев, а вернулись они уже при Леониде Брежневе. Смена власти обеспокоила Леонова: не заменят ли его на дублера Хрунова? Однако Брежнев хорошо знал все космические дела, в том числе и самого Алексея, а потому решение Хрущева оставил в силе.

За Леонова говорила и его фантастическая работоспособность: во время подготовки он провел 150 вестибулярных тренировок и 117 раз прыгал с парашютом. И еще он очень нравился соратникам Королева. Академик Борис Черток писал: «Было в нем что-то от гагаринской удали, — поделился я с Рязанским, — глаза внимательные, взгляд не скользит по поверхности, задерживается! Рязанский со мной согласился и добавил, что, кроме всего прочего, Леонов выделяется какой-то естественной интеллигентностью. Будущее показало, что мы не ошиблись. У Леонова, кроме прочего, был взгляд художника».

Будущие академики — Черток и Рязанский — не знали, что Гагарин и Леонов действительно очень близкие люди, друзья… И очень похожи: у Гагарина было много черт леоновских, а у Леонова — гагаринских. Вовсе не случайно, что после трагической гибели Юрия Гагарина именно Алексей Леонов воспринимался его, образно говоря, «преемником». Не Титов, не Николаев, не Попович и другие из первого отряда космонавтов, а именно Леонов… И любовь к первому космонавту планеты люди частично перенесли на Алексея, что, конечно же, радовало его, но и обязывало достойно воспринимать ее. Леонов оправдывал это доверие.

Ну а все, конечно же, началось с первого его полета.

О выходе в открытый космос Алексея Леонова, о драматической посадке в тайге в Пермском крае, о спасении экипажа и о бравурных сообщениях ТАСС, мол, «космонавты акклиматизируются после полета», написано и рассказано вполне достаточно.


Фото: East News

В открытом космосе Леонов пробыл 12 минут и 9 секунд. О том, что скафандр раздулся, что трудно было вернуться в шлюз, что пришлось космонавту самому принимать решения о сбросе давления в скафандре и о возвращении «ногами вперед», «Земля» узнала лишь после возвращения экипажа.

Вторая неприятность — падение давления в баллонах, что подавали кислород в кабину. Его оставалось всего на сутки, а потому надо было торопиться с посадкой. И тут же новый отказ — на этот раз не сработала система ориентации на Солнце, а потому посадить корабль в автоматическом варианте невозможно. И он ушел на дополнительный, 18-й виток. Павел Беляев взял управление на себя… Это был ручной спуск с орбиты, нерасчетный, а потому они и улетели в глухую тайгу. Спасательная операция длилась трое суток, в ней были задействованы не только группы, которые пробивались к замерзающим космонавтам, но и сам генеральный секретарь ЦК КПСС. Брежнев категорически запретил эвакуировать Беляева и Леонова с помощью вертолетного троса — он сказал, что не хватает еще и «авиационной катастрофы»…

Вот и пришло время истории с бутылкой коньяка.

С вертолетов космонавтам сбрасывали одежду, продукты, палатки, ружья и банки с консервами, которые подобно мини-бомбам взрывались на морозе.

А одежда повисала на вершинах деревьев. Только одна бутылка коньяка, пролетев сквозь чащу ветвей, аккуратненько опустилась в сугроб и осталась целехонькой. Павел Беляев рассказывал, улыбаясь, что именно она и спасла их, а Леонов категорически отрицал наличие спиртного в их таежном приключении. Об этом эпизоде мы говорили с Алексеем несколько раз, но почему-то он не соглашался с очевидным, хотя среди трезвенников не числился…

Пожалуй, никто из космонавтов и астронавтов лучше Леонова не рассказал о своей встречи с Космосом.

рассказывает алексей леонов

«Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов густой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш космический советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей.

Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной были черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представилось мне как раскаленный огненный диск. Чувствовалась бескрайность и легкость, было светло и хорошо…»

После этого полета Алексей снял вето на свои картины. Дело в том, что увлечение живописью едва не стоило ему космической карьеры. В «Правде» сразу после полета Юрия Гагарина появился рисунок ракеты под подписью «Рис. космонавта». Да, это нарисовал Алексей Леонов, и он изобразил… совершенно секретную «Семерку» с ее знаменитыми «боковушками». Разразился грандиозный скандал, мол, выдали все американцам. К счастью, триумф Гагарина, поддержка Королева и сотрудников КГБ (они доказали, что рисунок секретов не выдал, — американцы уже знали о ракете почти все) спасли Леонова от отчисления из отряда космонавтов. Но с той поры и до своего полета он никаких зарисовок в Центре подготовки и на космодроме не делал…

Рисовал он много, охотно, со страстью. Организовывал выставки, выпускал альбомы, писал маслом и не чурался шаржей. Охотно откликался на просьбы проиллюстрировать те или иные работы. Однажды я попросил его набросать идею обложки новой книги, и уже через несколько дней он показал эскиз. Мы приняли его без замечаний — настолько точно и образно Алексей представил то, что будет происходить на Луне. Хвалюсь друзьям до нынешнего дня, что к моей «Космической трилогии» обложку рисовал сам Леонов! Большой талант проявляется всегда, если он настоящий и если его ценят.

Чуть позже я начал понимать, что увлечение живописью в это время «прикрывало» ту неопределенность, которую испытывал Алексей на протяжении ряда лет. Дело в том, что он стал во главе команды «лунатиков» — тех, кто готовился к экспедиции на Луну.

Дела у нас шли плохо: ракеты взрывались на старте, аппараты для облета Луны и посадочные модули явно уступали американским,

да и за океаном уж слишком настойчиво, а потому успешно шли по той дорожке, что вела к Луне.

Наши «лунатики» готовились тщательно, упорно и самоотверженно, что дало им право обратиться к высшему руководству страны с письмом, в котором они писали, что готовы лететь к Луне, рискуя своей жизнью.

Конечно, это была авантюра. Кому нужна эта самая Луна, если риск настолько велик, что рука не поднимется подписать такое Постановление. К счастью, Брежнев (тогда он был нормальным еще!) не поддержал космонавтов, а на одной из встреч сказал Леонову, что жизнь космонавтов дороже, чем престиж страны… Леонов попробовал возразить, но вскоре понял, что Брежнев прав…

К космическим неудачам (именно так воспринимался успех американцев в лунной гонке) прибавилась и настоящая трагедия — гибель Юрия Гагарина. Она потрясла Леонова.

Юрий Гагарин. Фото: РИА Новости

Он был сдержан на общественных мероприятиях, но на космодроме и в центрах управления полетами, где царила атмосфера откровенности, не таил своих чувств. Леонов прекрасно понимал, что с полетом к Луне, будь даже только облет ее, придется распрощаться — тренировки шли уже по инерции и надо переключаться на орбитальные станции, но как объяснить это «лунатикам»!? А ведь это были ребята, многим из которых уже не суждено остаться в отряде… Леонов считал, что он ответственен за их судьбу, старался помочь каждому — к счастью, ему это чаще всего удавалось. Все-таки упорным был он человеком!

Так случилось, что в почетном карауле у урн Гагарина и Серегина мы стояли напротив. Я видел, как текли две слезы по его щекам.

Мне показалось, что он сразу постарел на много-много лет… А потом вдруг встряхнулся, будто сбросил с себя непомерный груз, и подошел к Валентине и девочкам…

Я запомнил брошенную им фразу: «Королев, Комаров, Гагарин… не много ли?»

С этого дня все, что связано с Юрием Гагарина, для Алексея стало святым. Каждый год 9 марта он старался приехать на родину Юрия, чтобы вместе с родными отметить его день рождения. Анна Тимофеевна — мать Гагарина — часто называла его «сынком», как мог Алексей старался хотя бы частично снять боль, что не утихала в сердце матери. В городе Гагарине сделано очень многое, чтобы увековечить память о первом космонавте планеты, и в этом немалая заслуга Леонова.

Алексей не мог смириться и с официальной версией гибели Серегина и Гагарина. Считалось, что ошибка пилотирования привела к катастрофе. Леонов же убедительно доказывал, что это не так, — в гибели виноват и летчик истребителя, который пролетал неподалеку. Не знаю, насколько верна версия Леонова, но он был настойчив и добивался пересмотра выводов государственной комиссии. Он до конца был верен дружбе с Юрием, а потому в меру сил пытался восстановить справедливость.

Потрясение от смерти Гагарина не отпускало, но мы еще не догадывались, что скоро будем провожать Добровольского, Волкова и Пацаева, тех самых ребят-дублеров, которые заменили основной экипаж и… погибли. А ведь первым на станцию «Салют» должен был лететь Леонов.

Путь только один: летать, чтобы продолжить общее дело, и Алексей Леонов все свои силы и весь свой авторитет положил на то, чтобы уйти в космос, сделать самую сложную работу там — и за себя, и за тех, кто не вернулся оттуда.

Совместный полет с американцами был в то время самым престижным, самым необходимым, самым трудным.

Командиром «Союза» был назначен Алексей Леонов, бортинженером — Валерий Кубасов.

Три года подготовки. Очень трудных, потому что вновь предстояло стать Первым. Для космонавтов астронавты казались инопланетянами, с которыми предстояло не только найти общий язык, но и договориться о совместной работе как в нормальных условиях, так и при нештатных ситуациях.

В это время я часто встречался с Леоновым и Кубасовым, так как был одним из руководителей пресс-службы полета. Как ни странно, но общий язык с «инопланетянами» (для астронавтов космонавты были ими же!) наши ребята нашли быстро. Особенно сблизились командиры кораблей Том Стаффорд и Алексей Леонов. Родилась та самая мужская дружба, которая остается на всю жизнь, и она во многом обеспечила фантастический успех программы ЭПАС.

Алексей Леонов и Валерий Кубасов — советский экипаж миссии Союз—Аполлон»

Память хранит события тех дней до мельчайших подробностей.

Полету посвящены книги, фильмы, телепередачи — в некоторых из них мы участвовали вместе с Алексеем и Валерием, а также со Стаффордом, Брандтом и Слейтоном. А потому повторяться не хочется. Расскажу лишь о тех эпизодах, что известны только узкому кругу или неизвестны вообще. А начну с бортовой пресс-конференции.

После старта кораблей и их стыковки над Эльбой международный экипаж поприветствовал президент США Джеральд Форд.

От нас на связь с космосом должен был выйти генеральный секретарь. Однако в это время Леонид Брежнев был настолько плох, что не мог уже внятно говорить, и потому приветствие от его имени зачитал диктор Центрального телевидения. Это был позор!

Более миллиарда человек, что следили на всех континентах за полетом, убедились, насколько плох руководитель СССР.

Вечером к нам в пресс-центр приехал один из помощников Брежнева. Он знал, что завтрашнюю бортовую пресс-конференцию от СССР буду вести я.

— Мы должны выиграть хотя бы этот день, — сказал он. — Руководство расстроено, что американцы и на этот раз оказались впереди… В общем, Леонид Ильич на вас надеется…

Легко сказать «выиграйте!». А как? Мы не знали, что происходит в Хьюстоне, где работали наши коллеги, какие вопросы они подготовили. У нас же было аккредитовано около тысячи журналистов, три тысячи вопросов поступило от них, как выбрать лучшие?!

«Эх, — думаю, — прекрасно, что там Леонов, он-то из любого положения выйдет с честью и… с юмором! Надо положиться на него…»

Начал пресс-конференцию Хьюстон. 20 минут отведено американцам. Один вопрос за другим — и все привычные, скучные, занудливые… Показалось, что Хьюстон на связи не 20 минут, а добрый час… Час скуки для всей планеты…

И вот пресс-конференцию должны продолжить мы.

В это время космическая связка «Союз-Аполлон» пересекла границу Польши и СССР.

Дик Слейтон воевал, был летчиком, а потому мы сразу же поинтересовались, какой показалось Европа ему сейчас.

— Она прекрасна…

— Чем угощали астронавтов во время первого обеда?

И тут уже Леонов показал, что именно такой «легкий стиль интервью» его устраивает полностью. Он задал тон всей пресс-конференции:

— Космическая пища — это не та, что люди едят на Земле, но, как сказал, древний философ, «обед хорош не тем, что подают, а тем, с кем обедаешь»…

И разговор пошел веселый, легкий и увлекательный. Леонов показал портреты астронавтов, которые он успел сделать во время полета, потом соединил флаги США и СССР, сувенирные медали, сделанные специально для экипажей.

20 минут пролетели мгновенно, но мы успели не только поговорить о будущих полетах, но и посмеяться над шутками космонавтов и астронавтов.

Потом Леонов признался, что получил удовольствие от пресс-конференции.

А мы — благодарность от генерального секретаря плюс пару бутылок превосходного армянского конька, которым и был отмечен этот день полета…

Память вновь и вновь возвращает к тем дням…

На этот раз — к нашей поездке после полета по Соединенным Штатам. Две недели космонавты и астронавты провели в Америке, встречаясь во множестве городов с конгрессменами и сенаторами, школьниками и астронавтами, с деятелями литературы и искусства. Мне повезло — я был вместе с ними. Этот земной путь экипажей называли «орбитой дружбы и сотрудничества».

Естественно, главными фигурами на встречах были командиры — Стаффорд и Леонов.

Было заметно, как крепнет их дружба. Мы понимали, что их единство становится своеобразным символом отношений наших стран.

А память возвращает к забавным эпизодам, в которых главным действующим лицом был Алексей…

В Рино мы в гостях у Фрэнка Синатры. Он пригласил на свой концерт, потом вместе ужинали. В это время у меня проснулась «тоска по Родине», и я заказал бутылку «Столичной», глубоко убежденный, что ее в Лейк-Тахо — небольшом курортном городке, где подобно Лас-Вегасу множество казино, — нет. Однако через несколько минут нам принесли «Столичную» с зеленой этикетной, ту самую, что и в Москве редкость. Поистине: в Америке есть все!

Леонов тут же отставил в сторону виски и заявил, что «зелененькая» намного лучше. Попробовали наш напиток все, в том числе и Синатра, который, как оказалось, «давно уже не употребляет спиртное». Просто отказаться поднять рюмку вместе с легендарными космонавтами и астронавтами он не мог!

А через пару дней мы приземлялись на военно-морской базе США. Самой известной в мире, самой оснащенной и самой секретной. Эта база «прикрывает» практически весь Тихий океан, а потому о ней знают все военные, не только моряки. И представьте удивление американских военных, когда они увидели, как по трапу самолета спускаются два советских генерала! А потом мы во главе с Леоновым и Шаталовым прошли сквозь строй моряков, которые выстроились на пути к автобусу, и их удивленные лица запомнились навсегда. Кстати, некоторые из них отдавали честь генералам скорее от уважения к ним, чем от воинской привычки.

Ну и, конечно, не могу забыть, как Алексей Леонов «отбил» у меня красавицу Лайзу Миннелли. А случилось это в «Оранжевом графстве», что в Лос-Анджелесе. Там был прием в честь экипажей ЭПАСа, и устраивали его губернатор штата Рональд Рейган и Джон Уэйн, самый знаменитый киноковбой Голливуда.

На приеме было более двух сотен звезд и звездочек Голливуда, а потому русские парни были нарасхват. Меня «прихватила» Лайза, надела на меня ковбойскую шляпу и повела танцевать. Однако вскоре она заметила Леонова, и я был тут же брошен — ну какая женщина была способна устоять перед космонавтом-генералом!?

От того дня остались шляпа и воспоминания…

К полету по программе ЭПАС Алексей Леонов постоянно возвращался в своих воспоминаниях, будь то телевизионные встречи или дружеские застолья. Да и дружба со Стаффордом год от года крепла. И соединяют ее русские ребята, которых усыновил командир «Аполлона». Помог ему в этом Алексей.

У Дворца пионеров в Киеве экипаж ЭПАСа ждали тысячи школьников. Они выстроились в шеренгу, образовав живой коридор, по которому должны пройти Леонов и Стаффорд. Том первым вошел в него, пожал руку парнишке. И сотни рук протянулись к нему. Том и Алексей шли вдоль ребят. Том пожимал руку тем, кто справа, а Леонов — тем, кто слева. В зале Дворца пионеров торжественное заседание не открывали до тех пор, пока Леонов и Стаффорд не обменялись рукопожатиями со всеми ребятами, которые не смогли попасть во Дворец пионеров…

Великое счастье выпало мне, что на жизненном пути встретил таких людей!

2010 год. Фото: Юрий Батурин / «Новая газета»

К 85-летию Алексея Архиповича Леонова в Музее космонавтики открылась специальная выставка. Многое в ней демонстрируется впервые. Особое впечатление, конечно же, от картин, написанных Леоновым. Некоторые представлены публике впервые. Однако больше всего меня поразил один снимок. Алексей Леонов и Нейл Армстронг. Я долго вглядывался в их лица. Есть что-то общее — по крайней мере, так мне показалось. Присел на стул, присмотрелся. Понял, что их лица отражают не только прожитые годы, но и несут в себе отпечаток Космоса. Такое впечатление, будто им ведомо Нечто, о чем мы не знаем. А разве не так?!

Гагарин, Леонов, Армстронг… Космическая цепочка великих достижений человечества. Всего несколько дней назад к ней можно было прикоснуться, почувствовать ее реальность…

И вдруг всего три слова: «Умер Алексей Леонов…»

И сразу родилась боль — оторвался еще один кусочек сердца и опустошилась часть души…

Впрочем, вранье, что он умер. Для меня и всех, кому повезло встречаться с ним, всегда был, есть и будет веселый, озорной, романтичный и неповторимый Алексей Леонов. Один из Первых.