Основные институты земельного права. Земельное право Система и функции земельного права

Предмет земельного права - общественные отношения, складывающиеся в области охраны, использования и распределения земли и урегулированные нормами земельного права.

Методы земельного права: 1. Административно-правовой (императивный) метод - четко установленные государством правила поведения. В земельном праве является преобладающим. 2. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод - участники отношений сами определяют способ осуществления правоотношений. Но часто такой метод ограничивается императивными стандартами.

Метод земельного права на современном этапе представляет собой совокупность императивных и диспозитивных способов правового воздействия государства на участников земельных отношений, обусловленных политическими и социально-экономическими и иными особенностями этих отношений.

В земельном праве используются оба метода регулирования общественных отношений – как императивный (или административно-правовой), так и диспозитивный (или гражданско-правовой).

Например, в области управления земельными ресурсами значительное число земельных отношений (управленческих отношений) основано на неравенстве его участников: управомоченный орган государственной власти или местного самоуправления – обязанный собственник (землевладелец, землепользователь, арендатор), т.е. используется императивный метод. Так, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Своевременно производить платежи за землю и т.д.

В то же время, в сфере регулирования отношений между собственниками земельных участков доминирует диспозитивный метод, поскольку все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой, вправе распоряжаться своими земельными участками: продать их, подарить, сдать в аренду и т.д.

Принципы земельного права

❶. Правовое равенство всех форм собственности на землю. ❷. Множественность правовых титулов пользования землёй. ❸. Принцип государственного управления земельным фондом (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Росеестр]. ❹. Принцип использования земель строго по целевому назначению ❺. См. ст.1 ЗК РФ.

Статья 1 ЗК

Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах,

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

    Система земельного права.

ЗП состоит из двух частей: 1. Общая часть - правовые институты, имеющие значения для всех отношений, регулируемых земельным правом: 1) право собственности на землю; 2) права на землю лиц, не являющихся собственниками; 3) управление в области использования и охраны земель; 4) плата за землю; 5) ответственность за нарушение земельного законодательства. 2. Особенная часть - правое положение отдельных категорий земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленность, транспорта, энергетики, связи, безопасности, радиовещания, обеспечения космического развития, тюрьмы и иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых категорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда (не проводятся формирование земельных участков); 7) земли запаса.

Нецветаев

Система земельного права – совокупность институтов земельного права, расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, значимости и роли в регулировании земельных отношений.

В общую часть входят институты, содержащие отправные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений. Выделяют следующие основные институты общей части земельного права.

1. Право собственности и иные права на землю , который является базовым институтом земельного права, определяющим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собственности, закрепленную в ст. 36 Конституции РФ.

2. Правовое регулирование земельно-правовых сделок . В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю и введением частной собственности на землю граждане и юридические лица получили право совершать различные гражданско-правовые сделки с землей, такие как купля-продажа, залог, дарение, наследование, рента и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством.

3. Государственное управление земельными ресурсами . Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.

4. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательств а. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

5. Защита земельных прав частных лиц и порядок разрешения земельных споров суть которого заключается в том, что многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданскими и юридическими лицами. Признание земельных прав

осуществляется прежде всего в судебном порядке (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) путем вынесения соответствующего судебного решения.

    Правовое регулирование платы за землю и ряд других институтов

Особенная часть земельного права включает в себя институты, сфера действия которых ограничена конкретной категорией земель (см. ст. 7 Земельного кодекса РФ), выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель, а именно:

1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

2. правовой режим земель поселений , основным целевым назначением которых является обеспечение нормального функционирования и развития городов, поселков и иных поселений как целостных организмов, в том числе объектов социального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;

3. правовой режим земель промышленности , транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;

4. правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов, основным целевым назначением которых является обеспечение необходимых условий в системе охраняемых природных территорий и иных особо ценных земель;

5. правовой режим земель лесного фонда , обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

6. правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;

7. правовой режим земель запаса, особенности правового режима которого выражаются в их названии. Выделяют также такой институт особенной части земельного права как правовой режим земель, предоставленных гражданам, хотя Земельный кодекс РФ не выделяет соответствующую категорию земель.

    Источники земельного права

    Конституция РФ (ст.9, 35, 36, 42, 58, 71, 72).

    Двухсторонние международные договоры (в основном аренды земли);

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Градостроительный кодек­с

-«Об охране окружаю­щей среды»

-«Об особо охраняемых природ­ных территориях»

-«О мелиорации земель»

5. Указы Президента РФ .

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц (ЗК)

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

6. Постановления Правительства РФ.

Акты Правительства принимаются на основании и во ис­полнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных ука­зов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Рос­сийской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

О порядке определения нормативной цены земли

Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (08 апреля 2000 г.) № 316

7. Акты министерств и ведомств (министерство экономического развития, РосКомЗем). 8. НПА субъектов РФ (по НСО №108, 162).

№ 108 -Об использовании земель на территории новосибирской области

№162 - "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области"

9. Акты органов МСУ. В систему источников не входят, но особую роль в регулировании земельных отношений выполняют: 1. Материалы судебной практики. 2. Технические акты. 3. СНиП "Об организации территорий садовых объединений". 4. СанПиН.

    Конституция РФ как источник земельного права.

Конституция России, предусматривающая основы России конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройст­во, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституционные положения являются от­правными для других отраслей права, в том числе для земельного.

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

    первая - непосредственно посвящен­ные земельным отношениям

    вторая - опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений.

Аналогично строятся и кон­ституции, уставы субъектов Российской Федерации.

К первой группе относятся:

ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в раз­личных формах собственности;

ст. З6 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно от­носиться к ее богатствам;

ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законода­тельства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении эко­логической безопасности.

Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных отношений, но не менее значимые для них предписания Конститу­ ции (они вообще толком не относятся к земельному праву)

Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение

для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

1 .Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, находятся:

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

Разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»);

Природопользование (в том числе землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);

Земельное законодательство (п. «к»).

2. В ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологи и, имеющее непосредственное отношение к обеспечению охраны земель. Кроме того, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе землями, находящимися в федеральной собственности.

3. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти и структура которых определяется местным населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной , формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Так, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

4. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа:

1) приоритет публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель

2)принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно , если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться специальным федеральным законом – Земельным кодексом РФ.

5. В ст.8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности . В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9 (ч. 2) предусматривает возможность существования многообразия форм права собственности на землю . Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ст. 36 (ч. 1) Конституции РФ отдельно закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю . В то же время, в этой же статье определены пределы осуществления собственником своих правомочий. Как уже упоминалось выше, владение, пользование распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Право частной собственности на землю, согласно ст. 17 Конституции РФ, рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Тесты по земельному праву

1. В предмет земельного права входят следующие виды отношений:

Земельные отношения ;

Земельно-имущественные отношения;

Имущественные отношения ;

Личные неимущественные отношения, связанные с землей

2. К принципам земельного законодательства относятся:

единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов

приоритет земли как недвижимого имущества перед ее использованием в качестве средства производства

  • 3. не ограниченная свобода собственников земельных участков по их использованию
  • 4. учет значения земли как основы жизни и деятельности
  • 3. В систему земельного права входят следующие правовые институты :

Институт земель запаса

Институт землеобустройства

Институт строительных работ

Институт разграничения государственной собственности на землю

4. Согласно Декрету 1917 года «О земле»:

Провозглашена частная собственность рабочих и крестьян на землю;

Отменена частная собственность на землю;

Проведена инвентаризация земель;

Все земли объявлены землями сельскохозяйственного назначения.

Характерными чертами советского земельного права являлись:

Бесплатность землепользования;

Отсутствовало деление земель на категории;

Земельные участки в поселениях находились в частной собственности;

Отношения регулировались кодифицированным актом - Земельным кодексом.

6. Земельное законодательство находится:

В исключительном ведении Российской Федерации;

В совместном ведении РФ и субъектов РФ

В исключительном ведении субъектов РФ;

В ведении муниципальных образований.

  • 7. Земельное законодательство состоит из
  • 1. постановлений Правительства Российской Федерации.
  • 2. законов субъектов Российской Федерации.
  • 3. актов органов местного самоуправления.
  • 8. Круг отношений, регулируемых органами местного самоуправления, определяется следующим образом :
  • 1. Это все отношения по использованию земель, возникающие на территории муниципального образования

Устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ.

Это все отношения, не урегулированные федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ

Определяется органами местного самоуправления самостоятельно

9. Земельные отношения это:

отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними.

отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, по совершению сделок с ними.

10. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, это:

Земельные отношения

Имущественные отношения, связанные с землей

Административно-имущественные отношения

Отношения собственности земельный право самоуправление сделка

11. Гражданин идет по землям общего пользования, он -

Участник имущественных отношений, связанных с землей

Участник земельных отношений

12. Гражданин продает земельный участок, находящийся в его собственности, он -

Участник имущественных отношений, связанных с землей

Участник земельных отношений

Ни в каких отношениях не участвует

Участвует и в земельных и в имущественных отношениях

13. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются:

исключительно гражданским законодательством.

исключительно земельным законодательством.

земельным законодательством, если иное не предусмотрено гражданским законодательством.

  • 4. гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
  • 14. Земельный участок как объект земельных отношений это :

часть поверхности земли (за исключением почвенного слоя), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

часть поверхности земли (включая поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами

часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка.

15. Рациональное использование земли -- это использование,

Приносящее максимальную экономическую прибыль

По принципу: чем меньше использовать - тем лучше

  • 16. Рациональное использование земли обеспечивается путем :
  • 1. Установления правового режима земель;
  • 2. Установления ограничения оборотоспособности земельных участков;
  • 3. Установления ограничений на передачу земель в собственность иностранных юридических лиц.
  • 4. Предоставления собственникам полной свободы по использованию земельных участков.
  • 17. Правовой режим земельных участков состоит из :

Требований к целевому назначению земельного участка

Требований к сохранению межевых знаков на земельном участке

  • 3. Требований к соблюдению прав собственников соседних земельных участков
  • 4. Требований к разрешенному использованию земельного участка
  • 18. Требования к целевому назначению земельного участка определяются :
  • 19. Требования к разрешенному использованию земельного участка определяются :

Исходя из статуса землепользователя

Исходя из конкретных целей использования земельного участка

Исходя из имущественного права на земельный участок

  • 5. Исходя из принадлежности земельного участка к той или иной территориальной зоне
  • 20. Собственник земельного участка имеет право :
  • 1. использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые

добывать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке полезные ископаемые

возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения

21. Целями охраны земель являются:

предотвращение нарушения прав собственников земельных участков.

предотвращение негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

предотвращение уничтожения межевых знаков.

улучшение и восстановление земель

22. В целях охраны земель обладатели прав на земельные участка обязаны осуществлять мероприятия по сохранению

межевых знаков

плодородия почв

древесно-кустарниковой растительности

зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке

  • 23. Рекультивация - это
  • 1. восстановление нарушенного почвенного слоя
  • 2. коренное улучшение земель путем проведения гидромелиорации, агролесомелиорации и т.д.

временное исключение земли из хозяйственного использования

перевод земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения

  • 24. Земельный участок находится в государственной собственности, если
  • 1. он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований.
  • 2. имеется свидетельство о государственной собственности на земельный участок.
  • 3. он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, либо имеется свидетельство о государственной собственности на земельный участок.
  • 4. он находится в федеральной собственности или собственности субъекта РФ.
  • 25. Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование

гражданам.

государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям

  • 3. любому лицу по усмотрению органа, предоставляющего земельный участок.
  • 4.
  • 26. Граждане имеют право

бесплатно приобрести в пожизненное наследуемое владение не более одного земельного участка.

однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок.

бесплатно приобрести в собственность находящиеся в его пожизненном наследуемом владении земельные участки.

27. В соответствии с Земельным кодексом РФ публичный сервитут может устанавливаться

для проведения народных гуляний

прогона скота через земельный участок

для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок для нужд собственника недвижимого имущества.

прохода или проезда через земельный участок

28. Арендатор земельного участка вправе передать земельный участок в субаренду

с согласия собственника земельного участка

без согласия собственника земельного участка

без согласия собственника земельного участка, если договором аренды не предусмотрено иное.

передача земельного участка в субаренду запрещена

29. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,

государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.

гражданам и юридическим лицам на основании договора.

гражданам для садоводства

органам государственной власти и органам местного самоуправления.

  • 30. Если здание и земельный участок, на котором оно расположено, находится в собственности одного лица, то при отчуждении здания
  • 1. отчуждается земельный участок, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

продавец здания имеет право передать земельный участок приобретателю здания на любом праве, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

земельный участок передается в постоянное (бессрочное) пользование приобретателю здания.

31. Объектом купли-продажи могут быть

земельные участки

только земельные участки, прошедшие кадастровый учет

части земельных участков

  • 32. Основанием прекращения права собственности на земельный участок является :
  • 1. установление публичного сервитута.
  • 2. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение одного года.
  • 3. отказ от права собственности .
  • 33. Реквизиция земельного участка это

безвозмездное изъятие земельного участка у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления

временное изъятие земельного участка у его собственника в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами.

изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

34. Земельные споры разрешаются

судом

органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

в административном порядке.

третейским судом

  • 35. Плата за использование земли это
  • 1. земельный налог
  • 2. плата при приобретении на торгах права собственности на земельный участок или права на заключение договора аренды земельного участка.

административные штрафы за земельные правонарушения.

арендная плата

36. Объектами мониторинга являются

все земли Российской Федерации.

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

земли, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

37. Землеустройство проводится

по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления

по решению суда

по инициативе местного населения

38. Согласно Земельному кодексу РФ к видам земельного контроля относятся

государственный контроль

местный контроль

производственный контроль

контроль субъекта РФ

  • 39. За земельные правонарушения юридические лица привлекаются
  • 1. к административной, гражданско-правовой ответственности.

к административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности.

к гражданско-правовой ответственности.

40. Земли Российской Федерации подразделяются на категории

по разрешенному использованию.

по правовому режиму.

по целевому назначению.

по субъектам землепользования

земли запаса.

земли для индивидуального жилищного строительства.

земли субъектов РФ.

земли особо охраняемых природных территорий

  • 42. Земли сельскохозяйственного назначения, это
  • 1. земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также в сельских поселениях, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

  • 43. Сельскохозяйственные угодья это
  • 1. земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
  • 2. пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
  • 3. земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
  • 44. Фонд перераспределения формируется за счет
  • 1. земель сельскохозяйственного назначения;
  • 2. земель любых категорий, изъятых для государственных или муниципальных нужд;
  • 3. земель сельскохозяйственного использования в поселениях.
  • 45. При добровольном отказе собственника от земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельный участок поступает

в земли запаса

в фонд перераспределения

  • 3. по усмотрению органа местного самоуправления земельный участок переводится в фонд перераспределения или земли запаса.
  • 46. Земли поселений это
  • 1. земли, предназначенные для нужд поселений, расположенные как в черте, так и за чертой поселений
  • 2. земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий
  • 3. все земли, находящиеся в черте сельских и городских поселений, за исключением земель Москвы и Санкт-Петербурга
  • 47. Согласно Земельному кодексу РФ в состав земель поселений могут входить территориальные зоны

жилые

продовольственные

производственные

фабричные

48. Владелец вправе использовать земельный участок, отнесенный к землям поселений

в соответствии с одним из видов разрешенного использования, установленным при предоставлении земельного участка

в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны видом разрешенного использования

любым способом, который обеспечивает целевое использование земельного участка

49. Если объект недвижимости не соответствует градостроительному регламенту, его собственник

вправе продолжить использование, если это не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

если объект недвижимости находится в исторической зоне поселения, то собственник обязан привести его в соответствие с градостроительным регламентом, если нет, то вправе продолжить использование, если это не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

  • 3. обязан привести объект недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом в срок до 01.01.2008.
  • 50. Особенность зон сельскохозяйственного использования в поселениях состоит в том, что
  • 1. оборот таких земельных участков регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения
  • 2. земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки

земельные участки изымаются для муниципальных нужд

земельные участки изымаются для государственных нужд

51. Земли промышленности и иного специального назначения находятся

как в черте, так и за чертой поселений

в черте поселений

за чертой поселений

  • 52. Земельные участки в полосах отвод автодорог из земель транспорта могут предоставляться гражданам и юридическим лицам
  • 1. для проведения строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений.

для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

для распашки земельных участков.

для строительства складов

53. Дендрологические парки относятся

к землям рекреационного назначения.

к землям природоохранного назначения.

к землям особо охраняемых природных территорий.

в зависимости от статуса дендрологический парк может быть отнесен к любым землям, перечисленным в п. 1-3

54. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки, используемые

для туризма.

для отдыха и спорта в поселениях.

для организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 4 для размещения спортзалов, бассейнов

55. Изъятие земельных участков особо охраняемых природных территорий

допускается для государственных или муниципальных нужд

не допускается для нужд, противоречащих их целевому назначению

не допускается

56. Лесные земли, это

земли, покрытые лесной растительностью

земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства

земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления

земли, не покрытые лесной растительностью

57. К лесному фонду не относятся

леса, расположенные на землях обороны

леса, расположенные на землях городских поселений

Леса, предназначенные для промышленного использования

  • 4. Леса заповедников
  • 58. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в частной собственности

находится в муниципальной собственности

принадлежит этому лицу на праве собственности

находится в собственности субъекта Российской Федерации

находится в общем пользовании лиц, проживающих в данной местности

  • 59. К землям водного фонда относятся
  • 1. земли, занятые водными объектами

земли, не занятые водными объектами, но предназначенные для их восстановления или создания

земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов

  • 4. земли, занятые спортивными бассейнами
  • 60. Земли запаса это
  • 1 земли, которые по своим природным свойствам могут быть отнесены к различным категориям земель

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, включая фонд перераспределения

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения

Земли, включенные в фонд перераспределения

Нормы земельного права, интегрируясь по принципу однородности регулируемых общественных отношений, формируются в группы (блоки или звенья) и дифференцируются на правовые институты земельного права. В зависимости от соподчинённости с другими институтами и роли в регулировании земельных отношений каждый правовой институт в системе отрасли земельного права занимает определённое место. Институты, входяшие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – специальными (особенными). Выделяют институты в системе отрасли права, основываясь на общих характеристиках, свидетельствующих об однородности регулируемых ими отношений.

Земельно-правовые институты – это совокупность правовых норм, регулирующих определённую, качественно однородную и относительно самостоятельную сферу земельных отношений; это система отношений или органов, закреплённая в земельном законодательстве .

Юридические нормы, составляющие отдельный правовой институт, основываются на общих для этих норм принципах правового регулирования и регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную общность земельных отношений. Земельно-правовые институты находятся в неразрывной связи и единстве: они взаимосвязаны и взаимозависимы. Такими институтами являются, например, институт права собственности, институт права пользования землёй и т.д. К примеру, институт аренды земельных участков регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договора аренды и т.д.

В науке земельного права и земельно-правовой практике нет единого мнения относительно количества и наименований институтов земельного права. Различные авторы по-своему трактуют подходы к данной научной проблеме. Так, профессор Ю.Г. Жариков выделяет девять институтов общей части земельного права и не менее десяти институтов особенной части [Жариков, Ю.Г. Система земельного права и земельного законодательства / Ю.Г. Жариков // Земельное право: учебник / под ред. С.А. Боголюбова. – М. : ООО «ТК Велби», 2002. – С. 12–13]. Профессор Е.Н. Колотинская в общей части земельного права определила четыре наиболее ёмких института: право собственности на землю; государственное управление земельным фондом; право пользования землёй; охрана прав на землю, а также семь институтов особенной части [Колотинская, Е.Н. Предмет и система земельного права / Е.Н. Колотинская // Земельное право России: учебник по специальности «Правоведение» / под ред. В.В. Петрова. – М. : СТОГЛАВЪ, 1995. – С. 16–17]. Сравнительно небольшое количество институтов общей (пять) и особенной части (семь) земельного права выделяет профессор И.О. Краснова [Краснова, И.О. Земельное право: элементарный курс / И.О. Краснова. – М. : Юристъ, 2001. – С. 16–17]. По мнению профессора Е.В. Сырых, существует, как минимум, 11 институтов общей части земельного права и шесть институтов его особенной части [Сырых, Е.В. Земельное право: учебник для вузов / Е.В. Сырых. – 2-е изд., переработ. и дополн. – М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. – С. 16–18]. Белорусский учёный Н.Г. Станкевич выделяет в общей и особенной частях земельного права соответственно семь и шесть институтов [Станкевич, Н.Г. Земельное право: учеб. пособие / Н.Г. Станкевич. Минск: Книжный Дом, 2003. – С. 32–34]. Отдельные авторы, в частности профессор Е.С. Болтанова, из числа институтов земельного права исключают институт платы за землю. По её мнению, отношения, возникающие при установлении конкретных ставок и взимании земельного налога, по своей правовой природе являются финансовыми, а непосредственным объектом этих отношений служит не земля, а финансовые ресурсы (денежные средства) [Болтанова, Е.С. Земельное право: курс лекций / Е.С. Болтанова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2005. – С. 14].



Аккумулируя отмеченные выше научные точки зрения относительно существующих в теории земельного права и земельно-правовой практике институтов земельного права, можно предложить следующую систему институтов общей части земельного права:

1) институт права собственности на землю , нормы которого регулируют отношения, связанные с государственной и частной собственностью на землю, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственности на землю, а также объём и пределы права собственности;

2) институт права землевладения , в который включены нормы, регулирующие отношения по поводу прав и обязанностей землевладельцев в зависимости от принадлежащих им имущественных прав;

3) институт права пользования землёй , нормы которого регулируют отношения по поводу прав и обязанностей землепользователей, возникающие при пожизненном наследуемом владении, срочном пользовании земельным участком и др.;

4) институт аренды земельных участков , содержащий нормы, регулирующие порядок предоставления земель в аренду;

5) институт государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель , в который включаются нормы, регулирующие порядок изъятия и предоставления земельных участков, выкупа земельных участков, проведения мониторинга земель и др.;

6) институт платности за землю , нормы которого устанавливают формы платы за земельные участки, их цену, порядок налогообложения, ставки земельного налога и проч.;

7) институт землеустройства , который содержит систему юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование и совершенствование земельных отношений;

8) институт государственного земельного кадастра , нормы которого содержат систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель и сведений о наличии расположенных на земельных участках объектов;

9) институт государственного контроля за использованием земли , нормы которого призваны обеспечить соблюдение всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами, требований земельного законодательства;

10) институт правовой охраны земель , содержащий нормы, включающие правовые, организационные, экономические и другие мероприятия, направленные на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий;

11) институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства , представляющий собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, предупреждения такого рода правонарушений, восстановления нарушенных прав, сохранения земель и др.

Данный перечень институтов общей части земельного права в целом условный и далеко не исчерпывает их фактическое существование как в теории земельного права, так и в земельно-правовой практике. К примеру, можно считать вполне сформировавшимися такие институты, как институт обших положений земельного права, институт возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства, институт мониторинга земель, институт рассмотрения земельных споров и многие другие.

Системой отрасли земельного права является объективно существующее единство земельно-правовых институтов, расположенных в соответствии с их значимостью в регулировании земельных отношений и содержанием этих отношений. Вместе с тем, обладая в целом определённым единством, земельно-правовые институты не обладают полной автономией. Между ними зачастую невозможно провести границы, которые нередко являются условными. К примеру, трудно установить границу между институтом права пользования землёй и институтом правовой охраны земель, между институтом государственного контроля за использованием земли и институтом правовой охраны земель. Так, охрана земель обеспечивается не только мерами восстановления их плодородия, других полезных свойств, но и недопущением в процессе землепользования загрязнения земель за счёт применения природоохранных технологий производства и др. Лишь условные границы можно провести между институтом землеустройства, институтом государственного земельного кадастра, институтом государственного контроля за использованием земли. Невозможно провести жёсткую границу также между институтом права собственности на землю и институтом правовой охраны земель, поскольку они тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Система земельного права с присущей ей динамичностью находится в перманентном диалектическом развитии, постоянно совершенствуется, наполняясь новым содержанием. Заметно изменяется она в периоды коренной ломки общественных и государственных отношений, радикальных социальных перемен, общественно-политических катаклизмов, переходных состояний общества. Происходит совершенствование всех институтов права, а институтов земельного права в особенности, как с позиции их состава, перечня, так и внутреннего содержания. Изменения в политическом устройстве государства, приход к руководству государством новых политических сил и лидеров, как правило, ведёт к трансформации земельной политики, появлению новых видов юридических прав на землю, исчезновению старых и возникновению новых земельно-правовых институтов.

Институты особенной части земельного права формируются в зависимости от социально-экономической значимости регулируемых земельных отношений. Критерием выделения данных институтов признаётся принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

В состав правовых институтов особенной части земельного права можно отнести, в частности, институты, регулирующие конкретную область земельных отношений и определяющие правовой режим использования и охраны земель в зависимости от их особенностей:

1) институт земель сельскохозяйственного назначения , нормы которого определяют состав данной категории земель, особенности их использования и оборота, перечень лиц, использующих эти земли, порядок предоставления им земельных участков;

2) институт земель населённых пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов , нормы которого определяют состав таких земель, категорийность территорий поселений, а также общие требования к использованию таких земель;

3) институты земель лесного фонда и земель водного фонда , нормы которых определяют состав и требования к использованию указанных земель;

4) институт земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС , содержит нормы, классифицирующие указанные земли и определяющие особенности правового режима и управления этими землями;

5) институт земель особо охраняемых природных территорий , нормы которого определяют структуру указанных земель, требования к использованию земель заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и др.

Общая и особенная части земельного права находятся в органическом единстве и взаимосвязи: установления общей части непосредственно воздействуют как на земельное право в целом, так и на конкретный институт особенной части. Вместе с тем институты особенной части, конкретно регулируя те или иные земельные отношения, оказывают соответствующее воздействие на общую часть.

По своему составу институты земельного права можно подразделить на простые и сложные. Нормы простого института регулируют незначительный круг или какой-либо один вид земельных отношений. Сложный институт состоит из нескольких простых институтов, регулирующих отношения, характеризуемые наличием общих свойств и черт. Сложными, к примеру, являются институты земельной собственности, землевладения, землепользования, управления земельным фондом и др. Примером может служить институт государственного управления землями, в который входят институт распределения и перераспределения земель, институт государственного контроля за использованием земли, институт предоставления и изъятия земельных участков. К сложным институтам земельного права можно отнести институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, который состоит из институтов административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.

Кроме того, институты земельного права подразделяются на субинституты, которые представляют собой небольшую совокупность норм, регулирующих земельные отношения. Например, институт земельной собственности можно подразделить на субинститут государственной собственности и субинститут частной собственности; институт земель особо охраняемых природных территорий – на субинституты земель заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и др.

Занимает самостоятельное место в общей систе­ме права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

    1. отрасли права (отрасли законодательст­ва);
    2. правовой науки;
    3. учебной дисциплины.

Система земельного права как отрасли права

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Структурные элементы системы отрасли земельного права :

    • норма права (материальная или процессуальная);
    • подинститут права;
    • подотрасль права;
    • отрасль права.

Подробнее

Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат . Пра­вовая норма - это правило поведения субъектов земельных отноше­ний, которым они должны руководствоваться, совершая свои дейст­вия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдель­ные действия, а цельную однородную общность земельных отноше­ний. Так, например, правовой институт арендных земельных отноше­ний регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответст­венность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

    1. общей части , содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и
    2. особенной части , охватывающей нормы от­дельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть - специальными (осо­бенными).

Общая часть земельного права

Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Правовые институты, составляющие общую часть земельного права :

    1. право собственности на землю;
    2. право пользования землей;
    3. право управления в области землепользования;
    4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;
    5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;
    6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и вос­производства плодородия угодий;
    7. правовое регулирование платы за землю.

Сложным является правовой инсти­тут за нарушение земельного законода­тельства.

Особенная часть земельного права

Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

Правовые институты особенной части земельного права:

    • правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
    • правовой режим земель поселений;
    • правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специально­го назначения;
    • правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
    • правовой режим земель лесного фонда;
    • правовой режим земель водного фонда;
    • правовой режим земель запаса.

Подотрасли земельного права:

В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каж­дой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права. Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроитель­ным правом; правовой режим земель промышленности, энер­гетики и т.д. - в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда - соответственно лесным правом; земель водного фонда - водным правом.

Система земельного права как науки

Наука земельного права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук.

Наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует в историческом развитии:

    1. фундаментальные понятия и катего­рии земельного права (предмет и метод науки, понятия земель­но-правовой нормы, субъекта земельного права, земельных отноше­ний, и т.д.);
    2. связи земельно­го права с другими отраслями права;
    3. перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дис­циплины.

Предметом науки земельного права является:

    • учение о праве;
    • разработка доктрины, кон­цепции земельного права;
    • изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

Развитие теории земельно­го права - необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Кроме того, система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений:

    1. получение информации о предмете (на данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения);
    2. исследование предмета , которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами;
    3. внедрение результатов , полученных в процессе научно-исследовательской работы (как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности).

Земельное право как учебная дисциплина

Земельное право - учебная дисциплина во многих высших учебных заведениях страны (часто в составе природоресурсного или экологического права).

Цель изучения земельного права:

    1. получение представле­ния о действующих , регулирующих пред­мет земельного права;
    2. применение данных знаний в практической деятельности.

Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административно­го, экологического и другого законодательства с целью более углублен­ного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и особенную части, а изучаемый материал дожен быть сгруппирован в соответствии с основными правовыми институтами.

3.5

Система земельного права как отрасли права

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Структурные элементы системы отрасли земельного права :

· норма права (материальная или процессуальная);

· подинститут права;

· институт права;

· подотрасль права;

· отрасль права.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

1. общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и

2. особенной части, охватывающей нормы от­дельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть - специальными (осо­бенными).

Общая часть земельного права

Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Правовые институты, составляющие общую часть земельного права :

1. право собственности на землю;

2. право пользования землей;

3. право управления в области землепользования;

4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;

5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;

6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и вос­производства плодородия угодий;

7. правовое регулирование платы за землю.

Сложным является правовой инсти­тут юридической ответственности за нарушение земельного законода­тельства.

Особенная часть земельного права

Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

Правовые институты особенной части земельного права:

· правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

· правовой режим земель поселений;

· правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специально­го назначения;

· правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;

· правовой режим земель лесного фонда;

· правовой режим земель водного фонда;

· правовой режим земель запаса.

Подотрасли земельного права:

В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каж­дой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права. Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроитель­ным правом; правовой режим земель промышленности, энер­гетики и т.д. - в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда - соответственно лесным правом; земель водного фонда - водным правом.

Система земельного права как науки

Наука земельного права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук.

Наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует в историческом развитии:

1. фундаментальные понятия и катего­рии земельного права (предмет и метод науки, понятия земель­но-правовой нормы, субъекта земельного права, земельных отноше­ний, и т.д.);

2. связи земельно­го права с другими отраслями права;

3. перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дис­циплины.

Предметом науки земельного права является:

· учение о праве;

· разработка доктрины, кон­цепции земельного права;

· изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

Развитие теории земельно­го права - необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Кроме того, система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений:

1. получение информации о предмете (на данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения);

2. исследование предмета, которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами;

3. внедрение результатов, полученных в процессе научно-исследовательской работы (как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности).

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

1) право собственности и иные вещные права на землю;

2) управление земельными ресурсами РФ;

3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

4) правовую охрану земель;

5) управление в сфере использования и охраны земель;

6) правовое регулирование платы за землю;

7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

5).Принципы отрасли права - это основополагающие начала, кото­рыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом зе­мельном законе - Земельном кодексе Российской Федерации.

Ст. 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основ­ные принципы:

1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

3. приоритет охраны жизни и здоровья человека;

4. участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

7. платность использования земли;

8. деление земель по целевому назначению на категории;

9. разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяется

· принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также

· принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 настоящей статьи принципам.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окру­жающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лес­ном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества имеет в виду необходимое ог­раничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охра­ны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), органи­зуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соот­ветствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйствен­ной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Зе­мельного кодекса.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека подразумевает, что при осуществлении деятельности по использованию и охране зе­мель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при лю­бой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охра­ной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на не­обходимость принятия таких специальных решений и выполнения та­ких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обес­печить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздей­ствие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем земле­пользователям обязанность нести необходимые затраты для достиже­ния целей названного принципа, причем даже если эти затраты ока­жутся большими.

4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, устанавливает право граждан Российской Федерации, общественных организаций (объединений) принимать участие в подготовке реше­ний, реализация которых может оказать воздействие на состояние зе­мель при их использовании и охране, а органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Земельный кодекс предоставляет право гражданам и обществен­ным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания.

5. Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов устанавливает, что все прочно связанные с земель­ными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за ис­ключением случаев, установленных федеральными законами.

В данном слу­чае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т. д.), является его принадлежностью (общеизвестное положение гражданского права: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Вместе с тем ст. 35 ЗК РФ предусматривает и противопо­ложную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок (сервитут).

7. Принцип платности использования земли устанавливает, что любое ис­пользование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Плат­ность использования земли» понимаетследующие формы платы:

1. земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость);

2. арендную плату.

Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия.

Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользова­теля только компетентный государственный орган, и то лишь на ос­новании закона. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены Налоговым кодексом РФ.

Арендная плата - предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условия­ми договора.

Перечень этих принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п. 2 ст. 1. Сравнительный анализ содержания других ста­тей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов зе­мельного права, так или иначе нашедших также отражение в других актах земельного законодательства и в юридической литературе.

Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника, государство как суверен проводит и ряд принципов земельной поли­тики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель. К этим принципам относятся:

1. принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;

2. ведение государственного земельного кадастра;

3. создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;

4. плановость в использовании земель: изучение «спроса» на землю и ее распределение между претен­дентами; резервирование земель для государственных и муниципальных нужд будущих пользователей - с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на наличных пользователей; обеспечение комплексного использования полезных свойств земли.

6). Земельное право является комплексной, динамично развивающейся в настоящее время отраслью российского права. Земельное право как комплексная отрасль права тесно связано со многими отраслями российского права, в том числе с конституционным, гражданским, административным, лесным, водным, и экологическим правом. В то же время существуют существенные различия между земельным правом и другими отраслями российского права. Земельное право тесно связано с конституционным правом, которое закрепляет основные принципы всех отраслей российского права, в том числе и земельного. В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности на землю, в том числе закреплено право частной собственности на землю. С другой стороны, объектом земельного права является земля как экономическая категория, объектом же конституционного права являются отношения по государственному устройству, имеющие политическую основу, в этом состоит различие этих отраслей.

Связь земельного права с гражданским правом заключается в родстве земельных и гражданских отношений, поскольку и те и другие носят имущественный характер, кроме того, земля и ее отдельные участки включены в гражданский оборот, что также дает основания говорить о связи гражданского и земельного права. Отличие земельного права от гражданского в том, что объектом земельного права является земля, а объектом гражданского – не только земля, но и другие виды имущества.

Связь земельного права с административным правом заключается в том, что в процессе государственного управления земельным фондом, привлечения к ответственности за земельные правонарушения применяются административные методы правового регулирования, помимо этого в соответствии с нормами административного права определяется система государственных органов по управлению земельным фондом. Различия земельного и административного права в том, что метод «власти–подчинения», характерный для административного права, применяется в земельном праве только к отношениям по управлению земельным фондом, в остальных случаях преобладает диспозитивный метод. Земельное право тесно связано с экологическим правом. Эта связь заключается в следующем: земля является элементом окружающей среды, находящимся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природы, и подлежит правовой охране, и земельное право, регулируя рациональное использование земель, обеспечивает их охрану. Отличие же земельного права от экологического в том, что нормы экологического права регулируют отношения в области охраны окружающей среды в целом, всех ее элементов и объектов, а земельное право регулирует лишь охрану земель, к тому же в земельном праве отношения по охране не являются доминирующими, приоритет отдается регулированию отношений по владению, рациональному использованию и распоряжению землей.

Нельзя не отметить связь земельного права с отраслями природоресурсного права – лесным, водным, горным правом. Очевидно, что объекты этих отраслей права тесно связаны с землей, это обусловливает сходность их принципов, методов правового регулирования и единство целей данных отраслей.