Киберпреступность и киберпреступления. Законодательство о киберпреступлениях в зарубежных странах Кибер преступления статья

Что такое киберпреступность? Понятие охватывает комплекс общественно опасных деяний, совершенных с использованием информационных технологий.

Преступления отличаются высокой латентностью (сложны в раскрытии), могут иметь трансграничный характер (совершаться на территории нескольких государств) и традиционно считаются «беловоротничковыми» (высокоинтеллектуальными).

Виды преступлений в области информационных технологий

  • Распространение вирусов и вредоносных программ (в том числе «воров паролей», «вымогателей денег»);
  • взлом паролей и получение доступов незаконным путем;
  • кража номеров банковских карт или банковских реквизитов;
  • покупка товаров в «фальшивых» интернет-магазинах (со внесением полной предоплаты);
  • распространение «запрещенных» материалов (клевета, порно);
  • фишинг (воровство паролей, карт, логинов, доступов);
  • интернет-попрошайничество (строительство вымышленных объектов сборы денег на благотворительность, лечение детей);
  • реклама аудионаркотиков;
  • аферы со знакомствами и «браками» по интернету;
  • организация «бинарных аукционов» или систем «доверительного управления деньгами»;
  • вмешательство в работу различных информационных систем (к примеру, банковских, государственных органов, торговых площадок, фондовых рынков), а также многие другие.

Список видов общественно опасных деяний в «интеллектуальной сфере» постоянно пополняется. Ответственность за совершение подобных преступлений предусмотрена гл. 28 УК РФ, которая носит название «Преступления в сфере компьютерной информации».

В гл. 28 Уголовного кодекса Российской Федерации всего 4 статьи, предусматривающие ответственность за преступления, совершенные с использованием компьютерной техники и инновационных технологий.

Особенности главы в том, что:

Особенность конструкций составов – материальный тип. Это значит, что всегда наступают общественно опасные последствия (вред пользователю, крупный ущерб, выход из строя отдельных систем), а также другие.

Противодействие киберпреступности и расследование сложный случаев – работа отдела «К» МВД РФ.

Предусматривает 4 части и санкцию вплоть до 7 лет лишения свободы . Минимальная ответственность – штраф в размере до 200 000 рублей или в размере з/п за период до 18 месяцев (ч. 1 ст. 272):

Ст. 274.1 гл. 28 раздела 9 УК РФ

Законодательство ввело ответственность за подобные деяния только с 2017 года. В 2020 г. практики по подобным делам и составам мало.

Ст. предусматривает 5 частей, а максимальный размер санкции – до 10 лет лишения свободы + лишение/ограничение права заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет (или же без такового).

Управление «К» МВД Российской Федерации (отдел по борьбе с киберпреступностью) выпустило специальную брошюру, в которой перечисляются основные способы мошенничества и методы противодействия.

Там же указывается, куда обращаться, как происходит расследование, какие сведения должны указать потерпевшие:

Есть 2 варианта: идти в ближайшее отделение полиции и писать там заявление (но проследите, чтобы оставленное вами сообщение зарегистрировали, а вам выдали «корешок») или оформлять заявление на официальном сайте мвд.рф.

Если с первым способом все понятно, то со вторым придется повозиться. Отправляемся на офиц. ресурс МВД (https://мвд.рф/).

В центральном горизонтальном меню кликаем на кнопку «Для граждан». В выпадающем списке выбираем раздел «Прием обращений от граждан и организаций».

Система автоматически перекидывает на страницу https://мвд.рф/request_main, где необходимо выбрать конкретное подразделение, в которое вы будете отправлять запрос . В нашем случае это отдел «К» по борьбе с киберпреступностью.

Кстати, в функции управления входят: а) меры по пресечению распространения вирусов; б) противодействие незаконному обороту спец. технических средств; в) борьба с распространением порнографических материалов; г) защита от противоправного доступа к конфиденциальной информации и другие. Выбираем госорган и кликаем на кнопку «Продолжить».

Обращения регистрируются в 3-дневный срок, а рассматриваются в течение 30 рабочих дней. Вы должны проставить галочку «С требованиями ознакомлен» и нажать на синюю кнопку «Продолжить».

Система перекинет на страницу https://мвд.рф/request_main. Специалисты рекомендуют излагать проблему максимально четко, чтобы в будущем не было лишних вопросов.

Указывайте реальный адрес электронной почты и реальные имя/фамилию/отчество. Обращения, в которых эта информация не содержится, могут не рассматриваться.

В правоприменительной практике есть вопросы с трактовкой тех или иных норм. Не наработана в достаточной степени и судебная практика.

Если в отношении вас возбуждено уголовное дело по обвинению в киберпреступлениях, необходимо разбираться с материалами и дела и приглашать адвоката.

Вопрос о видах ответственности во многом остается спорным. Так, одни исследователи считают, что сколько существует видов ответственности в юридической нау-ке, столько и должно применяться к правонарушителям в сфере компьютерной информации, т.е. конституци-онная, уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая, а в некоторых случаях и мате-риальная. И все потому, что компьютеризация общества распространяется во все сферы жизнедеятельности.

Другие же придерживаются трех видов ответствен-ности: 1) уголовной, 2) административной и 2) граж-данской. Наибольшую роль по юридической нагрузке играет уголовная ответственность.

УК. Глава 28 «Преступления в сфере компь-ютерной информации» содержит три статьи: «Неправо-мерный доступ к компьютерной информации» (ст. 272), «Создание, использование и распространение вредо-носных компьютерных программ» (ст. 273), «Нарушение пра-вил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей» (ст. 274).

В 2011 году внесены поправки в эту главу, незначительно корректирующие российское законодательство в этой области.

Причины отсутствия до настоящего времени в нашей стране практики возбуждения уголовных дел в отношении интернет-пиратов можно охарактеризовать на примере деятельности пиратского сайта Allofmp3.com.

В марте 2003 г. прокуратура Юго-Западного административного округа Москвы отказала в возбуждении уголовного дела в связи с распространением через Интернет на сайте Allofmp3.com музыкальных произведений. На сайте значилось, что содержащиеся на нем материалы доступны для распространения по Интернету в соответствии с лицензией РОМС.

В ходе проверки сотрудники прокуратуры установили, что владелец сайта действительно распространяет через этот сайт записи музыкальных произведений без разрешения обладателей прав. "В то же время в результате проверки прокуратурой установлено, что российский Закон об авторских правах не содержит правовой характеристики Интернета, а предусматривает имущественное право автора на распространение экземпляров своего произведения любым способом. Вместе с тем, как считает прокуратура, с юридической точки зрения распространение каких-либо экземпляров произведений в Интернете невозможно, так как при этом имеет место цифровой, а не вещественный способ передачи, в то время как действующее российское законодательство предусматривает обязательность материальной формы экземпляров произведений.

Кроме того, прокуратура заключила, что в случае распространения произведений через Интернет новая копия произведения не создается, а создаются лишь условия для использования произведения потребителями, и отказала в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления .

В настоящее время Верховным судом не принять ни одного постановления или определения по вопросам применения статей о компьютерных преступлениях. Приговоры вынесенные различными судами по однородным уголовным делам, зачастую расходятся в вопросах квалификации действий преступника и размеров наказания.

Я придерживаюсь мнения, что законодательное регулирование киберпространства в одной отдельно взятой стране вряд ли возможно. Необходимо законодательное регулирование только в рамках международного права. Тем более, что тенденция к расширению международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий отмечается в деятельности многих международных организаций. Одной из них является Совет Европы (СЕ), по мнению которого рост компьютерной преступности требует согласованного подхода государств к выработке предписаний, направленных на борьбу с ней. Этой проблеме посвящен ряд принятых СЕ рекомендаций , в которых сделана попытка определить понятие и очертить круг "преступлений, связанных с использованием компьютерных технологий". Однако рекомендательный характер этих документов не способствует разрешению возникающих на практике коллизий, для чего необходимы полноценные международно-правовые документы.

Осознание этого повлекло за собой формирование Комитетом Министров СЕ в феврале 1997 г. Комитета экспертов по преступности в киберпространстве, перед которым была поставлена задача изучить юридические проблемы, возникающие при расследовании компьютерных преступлений. По результатам изучения им был разработан проект Конвенции о киберпреступности.

Реакция правозащитных организаций на проект Конвенции оказалась вполне ожидаемой. В открытом письме правозащитных групп к СЕ утверждается, что проект "противоречит известным нормам защиты личности, неоправданно усиливает полномочия национальных правительств, подрывает развитие методов обеспечения безопасности информации, что уменьшает ответственность государств перед законом" После открытого обсуждения проект доработан с учетом требований усиления гарантий неприкосновенности частной жизни и подготовлен к обсуждению исполнительными органами СЕ. В период с 18 по 22 июня 2001 г. проект обсужден на заседании Европейского комитета по проблемам преступности, и с 23 ноября 2001 г. начато подписание Конвенции странами - членами СЕ, ее ратификация. Вступила в силу 1 июля 2004 года. К концу 2005 года ее подписали 38 государств-членов Совета, а также Канада, Япония, ЮАР и США. Конвенция стала первым документом, в котором содержится классификация киберпреступлений. В перечень преступных интернет-деяний входят, в частности, незаконный доступ в информационную среду, нелегальный перехват информационных ресурсов, вмешательство в компьютерную систему и информацию, содержащуюся на магнитных носителях. Кроме того, к этому списку относятся незаконное использование телекоммуникационного оборудования, подделка и мошенничество с применением компьютерных средств, а также преступления, связанные с "детской" порнографией и нарушениями авторских и смежных прав. В документе подробно описаны проблемы взаимодействия правоохранительных органов отдельных государств в ситуациях, когда преступник и жертва находятся в разных странах и подчиняются различным законодательствам. Конвенция также оговаривает общие для всех интернет-провайдеров правила хранения личной информации клиентов на случай, если подобные сведения будут затребованы при расследовании киберпреступлений. Россия отказалась подписывать международный закон т.к.: «Конвенция предусматривает возможность, не ставя в известность то или иное государство, правоохранительным органам другого государства иметь доступ к ресурсам, размещенным в сетях общего пользования этого государства», - Это не устраивает Россию, подчеркнул начальник юридического управления Росфинмониторинга Павел Ливадный. «Все-таки мы должны учитывать интересы нашей национальной безопасности», - сказал он.

Подход Росси к борьбе с киберпреступностью, по словам Ливадного, заключаются «в оперативном и адекватном взаимодействии правоохранительных органов стран между собой и в недопущении расследований на чужой территории, не ставя в известность правоохранительные органы соответствующего государства».

Кроме того, он отметил, что РФ продвигает подход, предусматривающий разработку глобальной конвенции по борьбе с преступлениями в информационной сфере. По его словам, Будапештская же конвенция имеет лишь региональное действие и не будет максимально эффективной.

Ливадный также сообщил, что по предложению России Комиссия ООН по противодействию преступности и уголовному правосудию в мае 2010 года учредила межправительственную группу экспертов, создание которой предусматривает появление в ближайшее время предложений по совершенствованию международной нормативно-правовой базы в этой области .


Уголовная ответственность за нарушение имущественных авторских и смежных прав в Интернете Корнева Л.А.// Российский следователь, 2008,№6

См.: Recommendation N R (89) 9 of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member States for the Computer-Related Crime and Final Report of the European Committee on Crime Problems (adopted by the Committee of Ministers on 13 September 1989 at the 428th meeting of the Ministers" Deputies). Strasbourg, 1990; Recommendation N R (95) 13 of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member States for the concerning problems of criminal procedural law connected with Information Technology (adopted by the Committee of Ministers on 11 September 1995 at the 543rd meeting of the Ministers" Deputies). Strasbourg, 1995.

Л.А. Корнева. Уголовная ответственность за нарушение имущественных авторских и смежных прав в интернете. "Российский следователь", 2008 №6

А.Г. Волеводз. Конвенция о киберпреступности: Новации правового регулирования. "Правовые вопросы связи", 2007 №2

Первый законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за преступления в сфере информационных технологий, был разработан в США еще в 1977 году. На основе данного законопроекта в октябре 1984 года был принят закон о мошенничестве и злоупотреблении с использованием компьютеров (Computer Fraud and Abuse Act, CFAA) ‑ основной нормативно‑правовой акт, устанавливающий уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации. В последующем он неоднократно дополнялся.

Закон о мошенничестве и злоупотреблении с использованием компьютеров устанавливает ответственность за несколько основных составов преступлений: компьютерный шпионаж; несанкционированный доступ к информации; компьютерное мошенничество; умышленное или по неосторожности повреждение защищенных компьютеров; угрозы, вымогательство, шантаж, совершаемые с использованием компьютерных технологий и другие.

Санкции за киберпреступления предусматривают денежные штрафы, тюремное заключение. Наказание зависит от многих факторов: тяжести совершенного преступления, размера экономического ущерба, причиненного деянием, криминального прошлого подсудимого и многих других.

В настоящее время конгресс США рассматривает , который предусматривает ужесточение наказания за киберпреступления и фактическое уравнивание определения их общественной опасности с реальными преступлениями.

Один из разделов закона посвящен экономическому шпионажу и предусматривает повышение штрафов за хищение интеллектуальной собственности американских компаний. В разделе обговариваются и сроки заключения для приговоренных судом по этим обвинениям, они увеличиваются с 15 до 20 лет. В случае, если злоумышленник проник в компьютерные сети инфраструктуры США ‑ телесети, энергосети, транспортные каналы связи, системы управления водоснабжением, ‑ то он может быть приговорен к 30 годам заключения без права досрочного освобождения.

Великобритания

В Великобритании с августа 1990 года действует Акт о компьютерных злоупотреблениях. Первый параграф этого Акта касается "неуполномоченного доступа к компьютерным данным". Им установлено, что лицо совершает преступление, когда оно использует компьютер для выполнения любой функции с намерением обеспечить доступ к любой программе или данным, содержащимся в любом компьютере, если этот доступ заведомо неправомочен.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

, модификацию либо копирование компьютерной информации, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 195-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения , -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями первой , второй или третьей

Примечания. 1. Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

2. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации , причинившее крупный ущерб , -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.