Как создать эффективный бизнес на пассажирских перевозках микроавтобусом. Как открыть маршрутное такси

Бизнес в сфере пассажирских перевозок традиционно считается очень прибыльным и престижным. Автопарк из 10 – 15 машин, при грамотной организации дела, может стабильно приносить своему владельцу весьма неплохой доход без серьёзных временных затрат. Главное – подобрать ответственных сотрудников, найти общий язык с конкурентами и суметь удержаться на рынке.

Начало начал: выбор маршрута

Прежде чем начинать оформление документов и закупку автомобилей, стоит тщательно изучить действующие схемы движения пассажирского автотранспорта. Это необходимо и для того, чтобы выстроить дальнейшую стратегию действий, и для того, чтобы составить бизнес-план маршрутного такси.

Выйти на рынок городских пассажирских перевозок можно двумя способами:

  • выбить место для своих машин на уже существующем маршруте. В этом случае вы получите одновременно и уже сложившийся поток пассажиров, и большое количество недовольных конкурентов. Справиться с последними порой очень сложно, и это надо обязательно иметь в виду;
  • самостоятельно освоить новый маршрут. Если вы решите не конфликтовать с другими перевозчиками, придётся составить свою схему движения. Вряд ли она будет пользоваться популярностью в первые месяцы, так что приготовьтесь к работе в минус.

Новый маршрут должен быть утверждён Министерством транспорта РФ. Это довольно сложный процесс, поэтому тщательно взвесьте свои возможности, как финансовые, так и юридические.

Инвестиции, расходы и окупаемость

Такой бизнес, как маршрутное такси, требует весьма значительных инвестиционных вложений на начальном этапе. Начинающие предприниматели, не имеющие никакого опыта в ведении коммерческой деятельности, вряд ли способны справиться с таким объёмом расходов. Если, конечно, они не сумеют получить финансовую помощь от крупных инвесторов или кредитных организаций.

Автомобили

Первая и, пожалуй, самая значительная статья расходов. Для организации маршрутного такси вам понадобится, как минимум, 5 – 10 машин. И все они должны быть в хорошем состоянии, иначе процесс окупаемости затянется на несколько лет.

На российском рынке пассажирских перевозок большой популярностью пользуются автомобили марки «Газель». Их главное преимущество – низкая цена (от 600 000 до 850 000 рублей) и простота обслуживания. Производятся они на отечественном заводе, поэтому комплектующие в случае поломки или аварии долго искать не придётся. Правда, и ломаются они часто, так что существенное увеличение затрат на ремонт ждёт вас уже к 3 – 4 году эксплуатации.

Микроавтобусы Mercedes Sprinter, Hyundai County и Ford Transit куда надёжнее «Газели». Средний срок службы – 7 – 8 лет. Технические характеристики, как и качество отделки салона, у иномарок выше, но и стоят они примерно в два раза дороже.

В среднем на покупку 3–5 микроавтобусов для такси необходимо 3 500 000–4 000 000 рублей. Окончательная сумма зависит от цен на рынке, предпочтений покупателя (новые или б/у) и т. д.

Техобслуживание и страховка

Если вас интересует маршрутное такси как бизнес, в расчёты при составлении бизнес-плана придётся заложить не только стандартную страховку КАСКО, но и ОСАГО. Иначе о лицензии пассажирского перевозчика и выгодных кредитных предложениях от крупных банковских организаций можно и не мечтать. Цена вопроса – примерно 12 000–20 000 по КАСКО и 8 000–10 000 по ОСАГО. Дополнительно обычно проводится оформление страховки для пассажиров и водителя во время движения (1 % от общей страховой суммы). Годовые затраты – около 40 000 рублей.

Расходы на обслуживание, мойку и ремонт автомобилей зависят от наличия или отсутствия у перевозчика собственного сервиса. В среднем на одну машину тратится около 1 000 рублей в день. В месяц, соответственно, около 25 000–30 000 рублей.

Гаражи и место для автопарка

Без аренды гаражей, небольшого офисного помещения и площадки для автопарка вам тоже не обойтись. Держать автомобили на открытой стоянке зимой очень рискованно. Поэтому заложите для этих целей в ваш будущий бюджет ещё примерно 100 000–150 000 рублей в месяц.

Персонал

Для посменной работы на 5 машинах вам понадобится 10 водителей. Заработную плату им можно платить как сдельно, так и по установленным нормативам. В штате организации также обязательно должны быть диспетчеры, механик и бухгалтер-кассир. Медицинского работника для осмотра водителей можно нанять на неполный рабочий день.

В месяц на выплату заработной платы всем своим сотрудникам вы будете тратить примерно 500 000 рублей.

Подсчёт начальных вложений

Подведём итоги. Итак, на начальном этапе вам потребуется:

  • 4 000 000 рублей – на покупку автомобилей;
  • 200 000 рублей – на страховку;
  • 150 000 рублей – на техобслуживание;
  • 100 000 рублей – на аренду служебных помещений;
  • 500 000 рублей – на выплату заработной платы сотрудникам.

Итого: 4 950 000 рублей.

Доходы и окупаемость

Чистый месячный доход с одной машины составляет обычно 40 000–50 000 рублей. Если вы решите открыть бизнес в сфере маршрутного такси и составите автопарк из 5 автомобилей, то сможете рассчитывать примерно на 200 000–250 000 рублей в месяц. Полная окупаемость предприятия, соответственно, займёт около 1,5–2 лет.

Оформление документации

Государственная регистрация такого бизнеса, как маршрутное такси, судя по отзывам, занимает немало времени. Вам придётся не только выбрать систему налогообложения и организационно-правовую форму компании, но и получить специальную лицензию на осуществление пассажирских перевозок.

ИП или ООО?

Лучшая форма субъекта коммерческой деятельности при организации маршрутного такси – общество с ограниченной ответственностью. Она позволяет избежать лишних рисков в случае банкротства предприятия и даёт шансы на получение дополнительного финансирования. Процесс регистрации занимает около 3–4 недель, сумма расходов – 15 000–20 000 рублей.

Система налогообложения


Деятельность по оказанию автотранспортных услуг по пассажирской перевозке зачастую попадает под налогообложение по системе . Это очень удобно, причём как для предпринимателей, так и для фискальных органов. Поэтому, если в вашем регионе есть возможность оформить налог по ЕНВД, выбирайте именно его. В противном случае можно воспользоваться или ОСНО.

Лицензии и разрешения

Как уже упоминалось выше, для осуществления перевозок вам понадобится лицензия. Получить её можно в местном отделении Министерства транспорта РФ. Для выдачи лицензии требуются следующие документы:

  • устав организации;
  • учредительные документы;
  • бумаги, подтверждающие факт государственной регистрации;
  • банковские реквизиты;
  • ПТС автомобилей;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учёт, и т. д.

Оформляется лицензия обычно от 21 до 45 дней. За выдачу документа, как и за рассмотрение заявления, взимается госпошлина. Срок действия лицензии – 5 лет.

1) Раздел "Автолайн". Кроме него - сомневаюсь, что кто-то из частников здесь есть.

2) 1. Минимум ИП; 2. Необходимо иметь хотя бы 1 автобус (любой вместимостью 8+); 3. Необходимо иметь стоянку (документальное подтверждение: право на собственность/договор с владельцем) и только потом Вы сможете обратиться в местный Минтранс чтобы: 1. получить лицензию (за неё полагается оплатить определённую стоимость, в разных регионах - по-разному); 2.1 Получить допуск на маршрут; 2.2 Если маршрут социальный - придётся проходить конкурс (смотрите конкурсную документацию). Здесь еще стоит учитывать, что необходимо создать базовую документацию (в т.ч., паспорт маршрута, если Вы собираетесь открыть новый или аналогичный существующему, по составлению паспорта маршрута существует целая технология), Вам придётся привлечь хотя бы еще одного человека, которого можно назначить начальником службы БД, теоретически, если это ИП, Вы можете сами выступать как владельцем, так и начальником служб, в т.ч. - БД. Так или иначе, Вам нужен грамотный юрист, ну, или заплатить бабла в аудиторскую контору. Если бабла платить не хочется - изучайте всю нормативную документацию по пассажирским перевозкам, особенно вот ЭТОТ .

3) Крытая стоянка? Для автобусов? Вы с Луны свалились? Специализированный сервис? Батенька, да Вы идеалист, а не реалист. ​ В периферии всё делается тут же на коленке, тем более - БУ. Нецелесообразно создавать перепробеги, если автобус уже не на гарантии, всё можно сделать самому, имея механика с прямыми руками или подвязки в хорошем автосервисе по грузовикам, такой есть в каждом городе, тем более - 500+.

4) Начинать с БУ МАЗов, тем более, списаных - очень смело, на Неоплан он похож только внешне. Гнать БУ из Европы - только если Вам нужно взять бОльшее кол-во ПС. Имея 5 лямов, можно взять 3-4 вполне хороших Спринтеров, ну или 2 БВ. Вы определитесь - что Вам надо?

5) Если у Вас есть ИП с хорошей отчётностью и оборотом за последние 6 месяцев - дадут. С таким раскладом можно взять кредит в любом госбанке и оформить лизинг в коммерческой конторе. Потом, через 3-5 лет, можно будет взять кредит для рефинансирования висящего лизинга и кредита и купить еще ПС. В противном случае - без шансов. Хорошо, что Вы не питаете иллюзий.

По поводу P.s. - лицензию-то не отберут, только кто продаст хлеб, который кормит, а если продают, то это уже на что-то намекает.

Вопрос - почему большие автобусы ездят только в определенных городах? Что, организовать эксплуатацию БВ гораздо сложнее, чем мелочевки?

Почему в Перми и Владимире нашли силы - это из-за рельефа чтоль? Вряд ли.

Почему - сложнее организовать? Вы, не в обиду, судя по всему - дилетант в общественном транспорте. Есть такое понятие - конъюнктура рынка. Оно диктует все условия для бизнеса. В нашем примере - тип ПС, объёмы перевозок, стоимость проезда и т.д. и т.п. Нужно знать конкретный регион, исследовать существующую сеть, узнать спрос, узнать внутренние связи региона (деревня - больница, дом - работа, земком - администрация и т.д.), в общем - узнать возможные перспективы и ниши. Также нужно анализировать демографическую ситуацию (рост/спад населения, количество пожилого/рабочего/учащегося населения).

Мой P.s. Искренне советую Вам, для начала, осмыслить всю Вашу мечту - насколько она стыкуется с реальностью. Одного желания мало, нужно хорошо шарить в пассажирских перевозках, если хотите всё сделать легально. Если осмыслили, второй совет - составьте бизнес-план, а затем ищите инвестора.

Мой P.p.s. Ну, Вы, конечно, отожгли, насчёт несильно большой - 500 и менее . Несильно большой - это до 150 000 максимум. Если будут еще вопросы, пишите сюда, мог что-то упустить.

Маршрутка как бизнес - получение прибыли

Прибыльность маршрутного бизнеса не вызывает сомнений. Количество маршрутных такси все растет, в Москве их уже около 6-9 тыс. штук.
Чтобы запустить маршрутку, нужно оценить риски, уровень инвестиций.
Средняя выручка с одного автомобиля за смену - примерно 800$. Отсюда вычитаем:
- 300$ - обслуживание и эксплуатация авто;
- 100$ - страхование, лизинг;
- около 50 - отчисления в фонд заработной платы.
Налоги - в месяц от 20 до 200$.

Без налоговых отчислений остается с каждой машины 350$ в день.

В современных городах и селах главным транспортом давно уже стало маршрутное такси. Это незаменимый пассажирский перевозчик с рядом преимуществ. Не смотря на то, что владельцы льгот не могут свободно ездить в маршрутке, данный вид транспорта все равно имеет огромный спрос среди населения. В час пик очень сложно уехать, все маршрутки переполнены.
Данный вид бизнеса очень прибыльный. Количество маршруток растет, потребность в них - также.

Первые шаги - как запустить маршрутку?

Первым делом необходимо купить авто. Здесь есть несколько вариантов: приобрести хороший дорогой микроавтобус известной марки (это около 30 тыс. дол.), или авто б/у в нормальном состоянии (чтобы не было убытков из-за ремонта), или взять машину в аренду (с правом выкупа).

Документы
Далее, чтобы открыть такой бизнес, нужно получить специальную документацию, разрешения. Сюда входят: оплата страховки, приобретение лицензии на перевозку транспортным средством. Лицензия действует на протяжении 5 лет, выбирается под конкретный автомобиль. Государственная лицензия на осуществление перевозок выдается Министерством транспорта РФ в трех видах:

1. Для легкового автомобиля с целью коммерческих перевозок.
2. Для оборудованного автомобильного транспорта с целью перевозок более 8 человек (кроме случая, когда такая деятельность необходима для собственных нужд юридического или физического лица, предпринимателя)
3. Для транспорта с грузоподъемностью > 3,5 тонн с целью перевозки грузов (кроме случая, когда такая деятельность необходима для собственных нужд юридического или физического лица, предпринимателя)

Минимальный доход приносит маленькое предприятие из 3-5 авто. В таком случае возможности нарастить доход почти отсутствуют, разве что уменьшать расходы на обслуживание и эксплуатацию. С увеличением парка машин начинают постепенно сокращаться отчисления с одного авто на постоянные статьи расходов (например, на зарплату диспетчера, бухгалтера).

Даже при удачно разработанном маршруте придется подождать, пока люди привыкнут к нему, узнают. Только потом возможно получение стабильной высокой прибыли. Однако, даже если маршрут еще новый, вы все равно сможете хорошо заработать в час пик, когда машины полностью забиты пассажирами.

Дополнительный доход

Запуск маршруток также позволяет владельцам бизнеса получать доход за размещение рекламы (на бортах, в салоне). Это дополнительные 200-300 долларов в месяц с учетом затрат на изготовление материалов.

Реальные скрытые механизмы бизнеса

Обычно маршрутный бизнес строится по следующей схеме. Какая-то контора пробивает себе маршрут, она ставит на него автобусы. У водителя есть свой микроавтобус, за сотрудничество с конторой он отдает половину выручки, как некую дань. На оставшиеся деньги хозяин авто живет своей жизнью и чинит авто. Контора, в свою очередь, платит деньги чиновникам, чтобы открывались маршруты, УГАДНу и ГИБДД , дабы избежать любой проверки.
Но, конечно, главный интерес конторы совсем другой - оборот наличных. Остальное все - лишь второстепенные моменты. Почти везде в России места с высоким оборотом наличных средств представляют собой места обналичивания теневых капиталов.

Очень сложно точно подсчитать, сколько было перевезено пассажиров, даже невозможно. В документах прописаны далеко не все машины, поэтому на маршрутах в реальности автобусов практически всегда больше. В результате вопрос о строгой, точной финансовой отчетности - открыт и нерешен, ее просто нет.
У владельцев маршрутных средств доход от них в масштабах всей основной деятельности - только небольшая часть оборота. Дело в том, что тут важен сам механизм, так как позволяет работать на маршрутках как на фабриках для отмывания черных средств.

Финансовая деятельность подобных контор проходит мимо бюджета. Они используют регистрацию как ИП, с упрощенным налогообложением (6%). Реальная прибыль же скрыта, и извне ее учесть, увидеть невозможно. На самом деле они еще меньше платят.

В конечном счете вывод маршрутного бизнеса из тени помог бы достаточно резко поднять бюджетную обеспеченность. Городской, муниципальный транспорт платит кучу средств в разные фонды (страховые, пенсионные), налоги на имущество, прибыль и т.д. Себестоимость билетов тут включает 60% для фонда оплаты труда. И не стоит забывать про повышение квалификации, навыков работников, обучение, премии и тому подобное. Дело обстоит не лучшим образом, нужно экономить. Поэтому, по сравнению с маршрутками - это небо и земля.




Энциклопедическая справка: маршрутное такси (маршрутка) - вид общественного транспорта вместимостью 10–15 человек, объединяющий достоинства такси и автобуса. Следуя по установленным маршрутам, маршрутное такси может делать остановки произвольно, по требованию пассажиров. Стоимость проезда - немного выше, чем в автобусе или троллейбусе, но значительно ниже, чем в такси.

Несмотря на кажущуюся загруженность современных городов маршрутными такси, потребительская потребность в этом виде услуг удовлетворена в среднем на 50%. При этом ответ на вопрос, выгодно ли маршрутное такси, кажется очевидным: количество машин на маршрутах, да и число самих маршрутов постепенно растет. Пока рынок не перенасыщен, имеет смысл занять в нем нишу. Надеемся, вам помогут наши советы.

Шаг за шагом к выгодным пассажирским перевозкам

Шаг первый : готовим юридическую базу

Коммерческая перевозка пассажиров в транспорте вместимостью больше 8 человек подлежит лицензированию. А это значит, что перед тем, как открыть свое маршрутное такси, нужно получить лицензию (действительна 5 лет). При этом на каждый входящий в автопарк автомобиль выдается карточка - расширяя парк, вы должны будете получать дополнительные карточки. Для получения лицензии не обязательно быть юридическим лицом, достаточно регистрации ИП. Одновременно нужно заключить договор с Комитетом по транспорту на обслуживание маршрута.

Учитывайте также, что все автомобили должны быть застрахованы по ОСАГО. Лучше, конечно, оформить и КАСКО, а также заключить договор страхования пассажиров - это повышает доверие потенциальных клиентов.

Шаг второй : формируем автопарк

Надежность, комфортабельность и себестоимость вашего автопарка напрямую влияют на прибыль. Большинство владельцев уже работающих маршрутных такси выбрали «Газель» (ГАЗ-322132). Этот микроавтобус сравнительно недорог, адаптирован к эксплуатации в российских условиях и ремпригоден. Последние поколения модели отличаются хорошей комфортабельностью. Также можно обратить внимание на FordTransitBus, VolkswagenLT, Mercedes-BenzSprinter, HyundaiCounty. Новый или с пробегом - за вами. Нередко подержанные микроавтобусы продают вместе с маршрутом, что позволяет сэкономить не только деньги, но и время на согласования в департаменте транспорта.

Если вы считаете, что на действующих маршрутах «ловить» нечего, можно разработать собственный. Запускать машины целесообразно, если хотя бы 5% населения, проживающего вблизи предполагаемого маршрута, согласны им пользоваться. Можете провести собственное социальное исследование. Учтите, что на маршрут нужно согласовать в Министерстве транспорта, а это займет время и отнимет нервы.

Шаг третий : собираем команду

Даже если у вас всего один автомобиль, и вы сами планируете работать на маршруте, нужен сменщик, чтобы сократить период простоев. Главное требование к водителям - наличие прав категории «Д».

Важно : управление маршруткой связано со стрессами. Это и постоянно меняющаяся дорожная обстановка, и непрерывное пребывание в обществе людей с разными характерами, настроениями и проявлениями. Вывод: вам нужны стрессоустойчивые люди со здоровым чувством юмора и крепкой психикой.

Где взять деньги?

Ответ на вопрос, сколько стоит открыть маршрутное такси, зависит от того, сколько машин вы планируете запустить и какой маршрут выбрали. Если собственных средств на всё не хватает, автомобили можно приобрести в лизинг или кредит.

Не упускайте возможности дополнительно заработать. Например, реклама на транспорте поможет вам сократить период окупаемости.

Подводные камни

Как и в любой деятельности, связанной с использованием автотранспорта, существует риск поломок, аварий и связанных с этим непредвиденных простоев и расходов. Еще одна сложность - высокая конкуренция на востребованных маршрутах и большой период окупаемости там, где конкуренции нет, но и пассажиров немного.

Подводим итоги

Маршрутное такси можно назвать бизнесом, рассчитанным на долговременное получение небольшой, но стабильной прибыли. Войти в сегмент достаточно сложно, поскольку нужно получать лицензию и право обслуживать маршрут. Чтобы укрепиться на рынке, необходимо следить за техническим состоянием транспортного средства, предоставлять качественную услугу и не отказываться от дополнительных возможностей заработать.