Валдайский иверский святоозерский богородицкий мужской монастырь. Валдайский иверский монастырь. Где остановиться в Валдае

Иверский монастырь основан в 1653 г. патриархом Никоном. Многократно горел, в 1927 г. закрыт и разорен. Икона Иверской Божьей Матери вывезена неизвестно куда. Вновь открыт в 1997 г.



Монастырь расположен в одном из островов живописного Валдайского озера, в 3-х км от г.Валдая. В монастыре было 5 храмов: Успенский собор 17 в., Богоявленская церковь, церковь во имя Сошествия Святого Духа, храм во имя св. Иакова Боровичского, во имя Архангела Михаила и храм свт. Филиппа, митр. Московского.

По книге: Справочник-путеводитель "Монастыри Русской Православной Церкви" /под ред. Рудин и Кузнецов. 2001 г.



Иверский Богородичный Святоезерский монастырь, 1 класса, близ города Валдая, на одном из островов Валдайского озера. Основан в 1653 году патриархом Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находится часть мощей блаженного Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В Успенском соборе, построенном патриархом Никоном, находится принесенная сюда с Афона в 1656 году Иверская икона Божией Матери (см. 31 марта); празднество этого перенесения совершается 12 февраля.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского.

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано: "Часослов", два издания, (1657 и 1658 гг.); "Рай мысленный", сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.); "Брашно духовное", (1661 г.); грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии. И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.

21 августа 2001 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в ходе которого был осмотрен архитектурный ансамбль. Владимир Владимирович Путин поставил свечи перед чудотворным образом и в дар монастырю передал еще один список иконы Божией Матери Иверской.

12 января 2008 года Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин. 19 сентября 2009 года нашу Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.

Самое главное сейчас, что исторические традиции не прервались, удалось отстоять еще один Остров Православия. Русский Север украшен еще одной жемчужиной - возрожденной Иверской обителью. Его многовековые преображенные белоснежные стены, величественно отражаются в зеркале святого Валдайского озера, находящегося в уникальном природном национальном заповеднике. И какое сердце русское не порадуется, видя эту неземную красоту!

По материалам, размещенным на сайте Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря



Настоятельский корпус с колокольней

Каменная трехъярусная шатровая колокольня с 13-ю колоколами построена в 1679-1689 годах. В 1842 году ее перестроил архитектор Александр Харулин, и к концу века на ней было уже 17 колоколов. Самый большой, отлитый в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае, весил 7 тонн. «Полиелейный», весом 3 тонны, отлит там же. Самый старый колокол, весом около 600 килограммов, назывался «Никоном».

Настоятельский корпус, примыкающий к колокольне с востока, имеет два этажа и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены подвалов возвышаются над землей на значительную высоту в 2,5 — 3 метра и воспринимаются как еще один, третий этаж. Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора напоминают о его прежней архитектуре. До нас, к сожалению, дошел лишь единственный образец монастырских изразцов XVII века. Это изразцовый наличник на восточной стороне Настоятельского корпуса.

Новый способ изготовления многоцветных изразцов принесли с собой на Валдай мастера из Белоруссии. В основном они выделывали печной кафель, широко применявшийся в то время в комнатных печах. Кафель изготовляли со слегка выступавшим барельефным растительным орнаментом. Блестящая полива с бликами, дающими игру света, придавала ему нарядный и праздничный вид. Изразцовое производство стало одним из самых крупных при монастыре. В 1655 году, когда строительство здесь только разворачивалось, настоятель докладывал Никону: «А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми поставили».

В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов «с разными красками» для пяти печей. Изразцовые печи ставили также в монастырских постройках, в гостиных дворах и в самом Валдае. Много изразцов, по-видимому, шло на продажу, а также посылалось из монастыря в подарок высокопоставленным особам.

Монахи заботились о расширении изразцового дела, совершенствовались и учились изготавливать особо изысканные «кафли». В монастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упоминается имя «печара» (печного мастера, делавшего изразцы) «Якушки Степанова, сына Червякова». Он же обучал и монаха Селивестра «как на кафли краски розные наводить». Впоследствии лучших валдайских мастеров изразцового дела Никон забрал в строившийся Воскресенский монастырь на Истре.

Северный и восточный фасады, обращенные к площади и собору, были богато декорированы нишками, вертикальными колонками, горизонтальными валиками, поясками и изразцово-кирпичными наличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий фриз, протянувшийся по всей длине восточного фасада на уровне оконных проемов. А с южной стороны стены подвалов, лишены какого-либо украшательства.

http://valday.com/iversky_kolokolnya/1/comments



Одно из самых больших и живописных озёр Новгородской области - Валдайское - подступает почти к самому Санкт-Петербургскому тракту. Далеко, на острове, хорошо видны постройки Валдайского Иверского монастыря, а на берегу, спускаясь с прибрежных холмов, расположился город Валдай.

Валдайское селище Короцкого погоста Деревской пятины впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах 1495 года. В то время здесь было всего два двора и жил крестьянин "Якушка Демихов с сыном Климкой". В 1754 году Валдай уже был "государевым селом", где имелось "40 дворов торговых и мастеровых людей да 4 двора церковных соборян", а уже спустя десятилетие число дворов выросло вдвое. Своему росту Валдай обязан прежде всего "государевой дороге" Москва-Новгород. Много раз проезжал по этой дороге митрополит Новгородский Никон, и, возможно, тогда у него зародилась мысль построить обитель на одном из островов Валдайского озера. Этот план был реализован в 1652 году, когда Никон стал Патриархом Московским и всея Руси.

Валдайский Иверский монастырь - первая грандиозная постройка, осуществлённая патриархом Никоном. "Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова, соперничая в этом с постройками царских мастеров", - писал о Валдайском монастыре сирийский путешественник ХVII века Павел Алеппский. Действительно, борясь за верховенство духовной власти над светской, патриарх Никон стремился воздвигать постройки, превосходящие царские. Все они по своему замыслу и прежде всего по названиям - Новый Иерусалим, Крестный монастырь - обозначали международную ориентацию, стремление Никона расширить пределы русской православной церкви на весь мир. Так Иверский монастырь на Валдайском озере стал символическим повторением афонского монастыря Ивери, традиционно считавшимся главным грузинским монастырём на святой Горе. Создавая одноимённый монастырь в России, Никон демонстрировал связь Русской и Грузинской церквей.

Строительство монастыря началось в первый год патриаршества Никона. Посланные им на поиски места для новой обители строители избрали под будущий монастырь небольшой остров на валдайском озере - "не зело велик, но зело красен и рыбными ловлями окружен". Вырубив росший на острове лес, строители начали возводить большой каменный собор "с папертями на подклетях", как в Соловецком монастыре. Главный Успенский собор возводил зодчий Аверкий Мокеев, подмастерье каменных дел из Калязинского Троицкого монастыря, впоследствии строивший для Никона Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Из Торжка приехал кузнечных дел мастер Васька Яковлев Головня, из Москвы - кирпичники и обжигальщики. На месте организовали выделку кирпича, начали обучать строительным ремёслам набранных для строительства "работных людей". Летом на лодках, зимой по льду Валдайского озера крестьяне везли на остров камень и дубовые сваи. Строились трапезная, патриарший дворец, колокольня. Из Белоруссии в Валдай было переселено множество семей "мастеровых людей", и один из них, "ценинных дел мастер" Игнат Максимов из Копыси, организовал здесь производство цветных изразцов, которые стали известны далеко за пределами Валдая. Белорусские корни жители города прослеживались ещё 100 лет спустя, и академик Паллас, посетивший Валдай в 1768 году, отмечал, что "его веселые жители произношением и некоими речами еще и ныне несколько изъявляют белорусское свое просхождение". А для заселения новой обители сюда были переведены иноки Оршинского Кутеинского монастыря из Орши, которые привезли с собой типографию, и с 1657 года в монастыре началось книгопечатание. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография располагалась в угловой Патриаршей башне монастыря, и здесь Никон напечатал свою книгу "Рай мысленный".

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 28 августа 1656 года собор был освящён. На освящении присутствовал Антиохийский патриарх Макарий, но самого Никона не было. Он собрался в свой новый монастырь только в сентябре, но поездка неожиданно затянулась: в Твери патриарх неожиданно заболел и смог прибыть на Валдай только в декабре. С ним приехала и царица с домочадцами, а также высшее духовенство из столицы. Даже недостроенный, монастырь поразил всех. "Поистине нет ему подобного в мире", - отозвался об Иверском монастыре Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золочёный пятиярусный иконостас и огромное паникадило "желтой меди", специально выписанное из-за границы, "величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами". В монастырском соборе покоились мощи св. Иакова Боровичского. Святыней монастыря была Иверская икона Божьей Матери - копия хранящейся на Афоне. Наслушавшись рассказов о сотворённом Никоном чуде, в Валдайский монастырь засобирался и царь Алексей Михайлович. Строители монастыря заторопились. Никон слал на Валдай одну за другой грамоты, указывая, что надо ещё сделать: украсить Успенский собор "стройно и чинно", "велеть вырезать хорошо" царское место - резной балдахин, в окрестных деревнях поставить новые дворы, а старые починить. Аверкий Мокеев завершил строительство трапезной. Никон прислал в монастырь гарнизон для охраны - 200 стрельцов с пушками. Но человек предполагает, а Бог располагает - и тщательное приготовление к встрече царя оказались напрасными. В результате вскоре начался затяжной конфликт патриарха с царём. Никон демонстративно оставил Москву и удалился в Новый Иерусалим, где затеял новое грандиозное строительство. Он вытребовал сюда Аверкия Мокеева и других мастеров с Валдая. Строительство Иверского монастыря замерло. Последний раз Никон побывал в Иверском монастыре в 1659 году. Он прожил здесь несколько месяцев и навсегда покинул Валдай, так и не увидев своё детище достроенным. Только в 1666 году было завершено возведение колокольни, и лишь в конце ХVIII века сооружены каменная ограда, Святые ворота с надвратной церковью Архистратига Михаила и корпуса келий.

Главное сооружение Иверского монастыря, Успенский собор, и 300 лет спустя не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек ХVII века в России. Здание отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Сохранились иконостас и резные дубовые двери, выполненные белорусскими мастерами, которые позже принимали участие в возведении Новоиерусалимского монастыря. Обитель окружена стенами с декоративными башенками, на шпилях которых сохранились фигурки трубящих ангелов. Строительство, затеянное Никоном, не вызвало восторга у местных жителей - Никон приписал Валдай, до того бывшим дворцовым селом, к монастырю, и эту утрату свободы валдайские жители Никону простить не могли. Поэтому день освобождения от монастырской зависимости - 15 (28) августа - бурно и торжественно отмечался жителями Валдая вплоть до 1917 года. Предание связывает это событие с именем Петра I, который как-то августовским днём посетил Иверский монастырь. Основание Петербурга дало новый толчок развитию Валдая. К концу 1760-х годов он стал одним из крупнейших селений на Санкт-Петербургском тракте и даже конкурировал с Новгородом: так, в 1765 году, отвечая на запрос Сената, "отчего Новгорода купечество в великое умаление и убожество пришло", новгородский магистрат в качестве одной из причин называл конкуренцию со стороны валдайских торговых крестьян и ямщиков. Но Иверский монастырь уже к концу ХVII века совсем оскудел и в 1712 году был приписан к Александро-Невской лавре. Только в 1740 году монастырю была возвращена самостоятельность. А потомки привезённых Никоном на Валдай мастеров ещё многие годы спустя слыли искусными ремесленниками.

Особую известность Валдаю принёс колоколитейный промысел, составивший отдельную страницу в истории русских народных промыслов. Сказывают, будто не то при Иване Васильевиче III, не то при Иване Васильевиче Грозном везли из Новгорода снятый по приказу царя новгородский вечевой колокол, да упал он с саней, покатился с горки, да и разбился на мелкие осколки, а валдайцы подобрали эти осколки и стали лить из них свои колокольчики. Отливали здесь и большие колокола, например, для Александро-Невской лавры и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, но основной продукцией были всё же поддужные колокольчики - звонкие, с удивительно чистым звуком.

Из книги: Низовский А.Ю. "Православные храмы и монастыри". - М.: Вече, 2005 г.

В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. В специальной грамоте царь Алексей Михайлович приносил покаяние за беззаконие Иоанна Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к мученической смерти святителя. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.


Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия - "мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка...".
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в 1541 году (по другим источникам в 1452 году):

Сам монастырь находится на острове. С большой землёй соединён мостом.

01

Валдайское озеро, может сравниться по красоте с Селигером.

02

03

На парковке перед монастырём очень много машин. Места на всех не хватает, поэтому машины начинают парковать вдоль дороги еще на подъезде к монастырю. Много экскурсионных автобусов.

04

Надвратная церковь свт. Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Церковь построена в 1873-1874 гг. по проекту инженера-архитектора Савельева на месте разобранного храма XVIII в., представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой.

05

Здание двухэтажное кирпичное, с жесткой конструктивной схемой (расстояние между поперечными стенами менее 24 м). С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи. Главка – восьмигранная.

06

В основном объеме II яруса действующая церковь, северное крыло используется как лестничная клетка

07

Причал. Ещё один способ добраться до монастыря это поездка на катере из Валдая.

08

А вот вдалеке виден и сам город Валдай.

09

Обычно на шпилях монастырских стен есть флюгеры изображающие трубящих ангелов. Здесь же орёл со скипетром и державой. Но сне двухголовый, голова одна.

10

11

Церковь Архистратига Божьего Михаила. Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами.
Построена в XVII веке. В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных - царь Салимский Мельхиседек. В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал. Постройка представляет бесстолпный одноглавый одноапсидный храм с галереями по трем сторонам, поставленный на прямоугольный в плане объем Святых ворот с проездной аркой в центре.
Сооружение ходит в комплекс средней линии монастыря, делящей территорию на восточную и западную части.

12

Трапезная с церковью Богоявления Господня. Против северо-западного угла соборного храма, находится теплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657-1658 г.
Церковь эта находится над церковью Богоявления Господня. Построена в 1747 году. В иконостасе этой церкви были замечательны царские двери с сенью и столбцами, обитая серебряно вызолоченною басмою. Двери эти, в 1653 году, были присланы патриархом Никоном для первой деревянной монастырской, церкви в честь иконы Иверской Божией Матери и составляют замечательный памятник древнего русского самобытного художества ХVII века. Храмы эти находились в одной связи с братскою трапезою и кельями.

13

14

Колокольня.

15

16

Часы без стрелок.

17

18

Церковь св. Иакова Боровичского. Архимандрит Феодосий в 1670 году просит митрополита Новгородского Питирима, построить церковь во имя Св. Иакова Боровичского, так какс 1654 года в монастыре находятся мощи святого, а церкви во имя его нет.
Был построен деревянный храм, на северо-восточной границе монастыря, в саду.
В 1700 году деревянная церковь Иакова Боровичского с больницею сгорела и на ее месте в 1702 году был построен каменный храм с больничными кельями и трапезной палатой. Корпус больницы и трапезной первоначально, видимо, были одноэтажными. Впоследствии, был достроен второй этаж.
Церковь во имя св.Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. Вход в храм со стороны южного фасада, из сада.

19

20

А вот здесь на шпиле уже трубящий ангел.

21

22

Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества ХVII века.
Пятиглавый храм построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдастся 3 полукругами. Вокруг всего храма галерея с входным крыльцом; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажная, в виде часовен, с небольшими железными крестами, такой же крест и на входном крыльце. Своды собора поддерживаются четырьмя массивными столбами. Свет обильно льется с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из 3 сторон), а сверху - чрез окна 5 куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей - 3 саж, 2 арш., а ширина 10 саж, 2 арш. В алтаре - деревянные хоры, вход на которые из Иверского придела, а в самом храме хоры каменные, находящиеся над входною дверью в храм, вход на которые - с северной стороны в стене.

23

Пол в храме из путиловской плиты. Престол утвержден на 4 каменных столбах на каменной площадке; с передней стороны к нему примыкает каменная ступень; на нем чеканенная посеребренная одежда и над ним резная вызолоченная сень. Против престола, на восточной стороне, на Горнем месте под резным вызолоченным балдахином - величественное изображение Христа Спасителя, седящего на престоле в виде архиерея с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. По обеим сторонам этого образа были изображены св. двенадцать апостолов, св. апостол Иаков, брат Божий, св. апостол Никанор, св. священномученик Ириней Лугдунский и св. Стефан Сурожский. Алтарь трехчастный с 3 окнами; в диаконике в 1841 году устроен придел во имя Иверской иконы Божией Матери, а главный престол переименован во имя Успения Божией Матери при возобновлении собора, бывшего после опустошительного пожара в 1710 году, освященного митрополитом Новгородским Иовом. Иконостас в этом храме величественный, пятиярусный, резной, деревянный, вызолоченный червонным золотом, венчающийся Распятием Господа.

24

25

26

27

28

29

Иверская икона Божией Матери
История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет». Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

30

В 1653 году, на память перенесения мощей святителя Филиппа (3 июля), у патриарха Никона родилась мысль о создании обители во имя Иверской иконы Богоматери на прежде (еще в 1651 году) излюбленном им острове на озере Валдае, в Новгородских пределах. Он открыл свою мысль царю, который оказал ему полное содействие в приведении его намерения в исполнение. Предположено было создать обитель во всем подобною Афонскому Иверскому монастырю. В том же году преступлено было к созданию обители и воздвигнуты были два временных деревянных храма: один во имя Пресвятой Богородицы Иверской, а другой с теплою трапезою во славу святителя Филиппа. В следующем году принесены были в новосозданную обитель из Москвы части мощей святителей Петра, Ионы и Филиппа. Сопровождавшие их встретили за 20 верст от Иверскаго монастыря шествующие туда же мощи преподобного Иакова из Боровичей (это было 24 февраля). Отслужив литургию в крестопоклонную неделю (26 февраля) патриарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители. По написании ее совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву (в 1648 году), и еще иеромонахом Никифором. Св. икона прибыла в Москву в 1655 году.
В Москве между тем украшаема была золотом, жемчугом и драгоценными камнями Иверская икона, привезенная с Афонской Горы. По свидетельству патриарха, на золотую ризу, убрус Богоматери и венцы и на все украшение этой иконы употреблены им сорок четыре тысячи рублей. Украшение окончено 1 марта 1656 года, как видно из исторической надписи на самой иконе.
В декабре 1656/57 года, во время освящения соборного храма Иверского монастыря, икона заняла свое место в иконостасе.

31

32

33

34

35

Выйдя за стены монастыря отправились искать геокеширский тайник.

На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов.

На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе.

Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия.

Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.

Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.

Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента.

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалёку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.

Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала:

Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею... Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют.

Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть «Вратарница».

Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нём и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая в Московском Кремле. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезённого насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:

"В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие её чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами".

Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм, до которого вы сможете дойти минут за 10–15.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.

Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный, – сказала Жена и сделалась невидимою.

Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания её обители.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:

– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остаётся там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;

– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;

– на Успение Пресвятой Богородицы.

Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник в виде лимонного дерева весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования – 30 апреля 1818 года.

С Ивироном тесно связана судьба священномученика патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте келии, где он подвизался шестнадцать лет, возведён параклис в его честь.

По преданию, перед концом света и Афон погрузится в пучину страстей. И тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона. Ныне чудотворная икона пребывает в специальном параклисе Панагии-Портаитиссы, расположенном по левую руку от входа в святую обитель. Он был построен в XVII века, а к 1774 году относятся знаменитые росписи в его нартексе. На них, в частности, изображены: Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид, Плутарх, Александр Македонский. Пред иконостасом, работы 1785 года, и помещена чудотворная икона Богородицы. На Портаитиссе серебряный позолоченный оклад, выполненный в Москве в 1819 году. Под ним находится более древний оклад 1701 года, изготовленный в Иверии. В пределе Портаитиссы находится чудотворная икона Святителя Николая, чудесным образом прибывшая из России в июне 1815 года.

Интересно, что Ивирон в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца.

Главный собор обители основан в конце X века. Завершено строительство было при игумене Георгии, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись на солее. Соборный храм реставрировался в XVI и в XIX веках, но многое сохранилось и от первого кафоликона. Обратить внимание также стоит на фрески, написанные в 1522 году. Их автор монах Марк, родом из Иверии. Сохранилось его совместное изображение с игуменом Гавриилом на фреске в восточной части собора. Над царскими вратами находится чудесная лампада. Она начинает раскачиваться, да так, что даже масло иногда выплёскивается через края, – либо накануне великих праздников, либо в преддверии мировых потрясений. Так Пресвятая Богородица напоминает людям о своем присутствии и заступничестве и зовёт их к покаянию. Главный собор Ивирона имеет два придела: свт. Николая и Святых Небесных Сил Бесплотных. В последнем хранится большинство святынь обители.

В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и других святынь. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган жидами Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прав. Лазаря Четверодневного, свв. апп. Петра, Луки и Варфоломея, первомуч. Архидиакона Стефана, свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, вмчч. Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, сщмчч. Василия, еп. Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мчч. Никиты, Фотия и Нестора, свтт. Михаила еп. Синадского и Афанасия Великого, мцц. Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, прпп. Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.

Исторической реликвией является саккос (основная часть праздничного одеяния) византийского императора Иоанна Цимисхия. Из художественных достопримечательностей особое впечатление производят изготовленное в персидском стиле паникадило, две древнегреческих колонны из храма Посейдона, когда-то стоявшего на этом месте, и золотое лимонное дерево с серебряными листьями, изготовленное в России.

В северо-западном углу соборного храма есть поразительная фреска, изображающая Господа Иисуса Христа во весь рост. Монастырское предание утверждает, что некто долго и усердно молился Богу, прося явить Спасителя в воплощённом виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:

Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь. Там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое точное изображение во весь рост .

Поклонившись монастырским святыням (это можно сделать в любое время дня), можно остаться в обители на ночлег и обойти живописные окрестности монастыря, посетив упомянутые места явления Божией Матери, но можно и продолжить путь в сторону Кареи. Туда бывает легко добраться нередким попутным транспортом. При желании можно также держать путь к обители Ставроникита, хорошо видимой от Иверской пристани.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на Новгородской земле и занимает полностью один из островов живописного Валдайского озера, переименованного по случаю создания монастыря в 1654 году в Святое.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь.

Созданный в XVII веке Патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии Византийской духовной культуры. Став богатейшим и известнейшим из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом где зарождались и развивались ремесла.

Страницы истории

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:

  • "Часослов", два издания, (1657 и 1658 гг.);
  • "Рай мысленный", сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
  • "Брашно духовное", (1661 г.);
  • грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

16 декабря этого же года в торжественной обстановке был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. "Поистине нет ему подобного в мире" - отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило "желтой меди", специально выписанное из-за границы, "величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами". Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: "… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…". Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.

Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось: "…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону". Далее указывалось, что иконописец "токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая".

Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.

В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными "не по уставам Святых Отцов", вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 - 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым "с товарищами". В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в "великом непомерном пожаре", и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

Описи XVIII - XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:

  • соборная церковь во имя Успения Богородицы "о 5 главах", вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
  • теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
  • на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус - внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
  • каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
  • слева от нее - двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
  • в западной части монастыря - двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
  • архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
  • двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
  • святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
  • в северо-восточном углу - церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).

А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.

При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал "странноприимный дом", где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. "Это наш долг пред Царицей Небесной" - говорил братии отец Лаврентий.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 - 15 тысяч человек.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции "излишков хлеба". Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.

Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой". Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением "очистить территорию монастыря от нетрудового элемента". Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков).

В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе.

Наместник монастыря с 2003 — архимандрит Ефрем (Барбинягра).

В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме (храм получил первоначальное посвящение) монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Успенского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых "золотых книжек".»
Есть небольшой музей, посвящённый Патриарху Никону и истории монастыря.